«Иван Грозный» Репина останется в Третьяковке, его могут взять под усиленную охрану

images (27)Полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван, 16 ноября 1581 года» останется в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, несмотря на обращение некоторых историков и представителей общественности к его руководству с требованием убрать картину в запасники, чтобы «она перестала оскорблять патриотические чувства русских людей».

«Они высказали свою точку зрения — да, мы ее услышали. Но это не значит, что мы должны снимать картину, провисевшую в экспозиции сто лет и связанную с историей формирования коллекции музея и именем его основателя Павла Михайловича Третьякова, который приобрел работу у художника. Пока такой мысли даже не возникало, соответственно, она будет висеть», — сказала агентству в четверг директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Она добавила, что высказывать свою точку зрения имеет право каждый, но указывать и требовать — «невозможная ситуация». «У людей, кто на этом настаивает, одна точка зрения, у других людей она другая. Поэтому я не очень понимаю, почему вдруг может потребоваться это делать по желанию одной части нашего общества. Надо принимать во внимание мнение и других людей тоже», — пояснила собеседница агентства.

Она полагает, что возникшая ситуация связана, в том числе, с личным пиаром конкретных людей, подписавшихся под обращением. «К сожалению, мы сейчас живем по закону шоу-бизнеса. Третьяковская галерея — известный и любимый многими музей. Возникает заманчивый вариант, когда на фоне нашего бренда можно создать конфликт, и скандал становится способом самопиара, в том числе», — сказала Лебедева.

Лебедева не исключила, что картину могут взять под усиленную охрану от вандалов. Вместе с тем, она надеется, что дальше угроз в адрес картины дело не пойдет.

В обращении, адресованном также министру культуры РФ Владимиру Мединскому, в частности, говорится, что «в замечательном собрании галереи есть ряд картин, содержащих клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых Царей и Цариц. Таким картинам явно не место в этом собрании русских живописных шедевров. Прежде всего, речь идет о мерзкой, клеветнической и ложной как в своем сюжете, так и его живописном воспроизведении картине И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван, 16 ноября 1581 года».

Лебедева отметила, что Репин — не историк, а прежде всего художник, имеющий право на свое творческое видение, «и как художник он взял этот сюжет не для того, чтобы показать часть нашей истории, а для того, чтобы показать трагедию самой ситуации. Это художественное произведение, а не просто иллюстрация некоего исторического факта, о котором говорили некоторые исследователи».

«Подобное обращение — свидетельство слишком поверхностного отношения к отечественному художественному наследию. Если сейчас есть внимание к пересмотру истории, к учебникам по истории — то это вопрос комплексный, серьезный, который должен обсуждаться на другом уровне», — уверена Лебедева.

Она не считает корректным в этом случае оперировать бесспорными шедеврами отечественного изобразительного искусства.

Кстати, картина, известная также как «Иван Грозный убивает своего сына», не впервые привлекает внимание отнюдь не своими художественными достоинствами — сначала она не понравилась императору Александру III была запрещена к показу. Ограничения, впрочем, были вскоре сняты. Через несколько десятилетий полотно сильно пострадало от ударов ножом душевнобольного зрителя, и потребовало значительных усилий по восстановлению.