Британский музей впервые открывает выставку японских гравюр о сексуальных фантазиях и развлечениях XVII-XIX веков

imagesВ октябре 2013 года в Британском музее зрителям будет впервые представлена коллекция сюнги — японской эротической гравюры периода Эдо (1603-1868). Рисунки, гравюры и иллюстрированные книги, а также переводы ключевых эротических текстов помогут посетителям оценить место эротического искусства в жизни этой далекой от них страны, увидеть его влияние на современную культуру Японии. Фактически, эта выставка — полномасштабное исследование социального и культурного контекста японской эротики, сообщает пресс-служба Британского музея. Экспонаты собраны из коллекций Японии, США и Европы.

Выполнением эротических гравюр занимались последователи школы укиё-э, «плывущего мира». Китагава Утамаро и Кацусика Хокусай — одни из самых известных японских художников, изображавших цветение сакуры, красавиц в кимоно, гору Фудзи и волны, — с таким же искусством создавали откровенные сцены — сексуальные фантазии и развлечения японцев всех сословий.

Культурная жизнь Японии XVII-XIX веков достаточно строго декларировалась, сюнгу неоднократно пытались запретить и в конце XVIII века сделали нелегальной. Однако частная жизнь оставалась неприкосновенной, и сюнга продолжала пользоваться колоссальным спросом у населения — независимо от пола и социального положения.

Куратор выставки Тим Кларк рассказывает, что гравюры стоили тысячи фунтов и их могла позволить себе лишь элита, зато массовому населению были доступны книги с десятками иллюстраций.

«Сюнга отражала сексуальную жизнь всего общества», — добавляет Кларк. — «Ею интересовались и женатые пары, и любовники, люди смотрели их для возбуждения и соблазнения, и зачастую изучали как настольные книги».

Не удивительно, что в Британском музее впервые введено ограничение по возрасту: детей до 16 лет будут допускать в залы с экспонатами только в сопровождении взрослых.

Если в Европе сексуальная тема в искусстве была зачастую замаскирована античными образами, Венерами и Купидонами, то в Японии места воображению не оставалось — герои изображались такими, какие они есть.

Сексуальная мораль жителей представлялась весьма многообразной — на гравюрах изображены и старые, и молодые люди разной ориентации, использующие различные фетиши.

Единственный эвфемизм кроется в названии: «сюнга» в дословном переводе — «весенняя картинка». А иероглиф «весна» имеет завуалированное значение сексуальной сферы.

Упадок сюнги наступил в конце XIX века, во время правления императора Мэйдзи. Жанр был возрожден лишь в середине века XX, вскоре уступив место набиравшему популярность хентаю: комиксам и анимации эротической направленности.