Исчезающий Плес Исаака Левитана

Тихий и живописный городок Плес — один из древнейших на Волге. В XIX веке он стал известен как «русская северная Швейцария». Здесь бывали Репин, Рахманинов и Шаляпин. Золотым Плес стал в картинах Левитана.

картина

Купеческий город действительно богат историей, но не защищен законом как историко-ландшафтный памятник. Сегодня он активно развивается. Что, конечно, неплохо. Но, вместе с тем, постепенно волжская жемчужина превращается в элитный курорт. Останется ли что-то от левитановского Плёса в скором времени – вопрос открытый.
Три самых счастливых лета в своей жизни Исаак Левитан провел здесь – река, холмы и неспешный купеческий уклад города его покорили – туристы выбор художника одобряют и сегодня — в доме купца Солодовникова, теперь здесь музей Левитана, по выходным не протолкнуться – внуки тех, кто Левитана знал лично, делятся семейными преданиями.

«И когда Левитан приезжал, и стал ходить на этюды маленький мальчик Костя. И однажды Левитан дал ему понести этюдник, и с тех пор он каждый день ходил с Левитаном на этюды – носил за ним, а Исаак Левитан слыл щедрым – давал мальчику копеечку», — рассказывает научный сотрудник Дома-музея И.И. Левитана Инесса Доступова.

 

Сегодня ни один из видов на Волгу и на древний город не защищен от застройки и других лишних деталей и, рекламируя Плес как город Левитана, жители становятся заложниками туристических потоков и необходимой инфраструктуры, уничтожающей те самые «виды» и «дали».

«Надо сказать, что все, что составляет натурный пейзаж Левитана, до конца не изучено и до конца не паспортизировано, незащищено, и вот пример незащищенности – вот этот вид», — показывает краевед Виктор Беляев.

Вид на речку Шохонку с водяными мельницами и плотинами был прекрасно знаком Левитану – художник оставил свои пейзажи – они до сих пор хранятся в плеском музее. Теперь здесь заросший холм и дачи, многие из которых не соответствуют плесским архитектурным традициям – например, не строить выше третьего этажа.

Городское пространство Плеса обезличивается, социальные связи разрушаются, но самая большая опасность — по мнению краеведов – исчезновение ландшафта – ради которого сюда, в три самых своих счастливых лета, приезжал художник Левитан, а после него и многие другие.