Из года в год РНО дает благотворительные концерты для членов семьей погибших в Чернобыльской катастрофе

Кому-то в этом мире всегда живется труднее. Такие люди особенно нуждаются в особых праздниках – только для них.  И Российский национальный оркестр не первый десяток лет благородно помогает  им держать голову выше, не сдаваться, ощутить себя ценителем высокой культуры  и просто человеком, получающим иногда бесценные подарки судьбы.

Из года в год РНО дает благотворительные концерты для членов семьей погибших в Чернобыльской катастрофе. На памяти – потрясающие выступления для них самого руководителя оркестра, выдающегося дирижера и пианиста Михаила Плетнева, который не часто радует такими роскошными сольными программами даже своих поклонников.

В этот раз во Врубелевском зале Третьяковской галереи, одном из красивейших в великом музее русской живописи, для семей чернобыльцев играли с РНО талантливые дети из фонда «Новые имена», который, как и наш лучший оркестр, не нуждается в представлении, а также музыканты, больше известные нам по своим блестящим соло в неисчислимых оригинальных  программах  Российского Национального.

На фоне  «Принцессы Грёзы» Врубеля – гигантского панно на тему романтической  любви – и в окружении других его прекрасных полотен, в том числе так созвучной  этим весенним дням «Сирени», прозвучала программа коронных номеров солистов оркестра, получивших возможность блеснуть мастерством во всей красе.

Это умеет делать даже девятилетний пианист Роман Шер, победитель двух конкурсов и обладатель  семи специальных призов  последнего, Третьего  конкурса им. В.Крайнева. Прирожденный артист, он, исполняя  Концерт Моцарта №28, и сам напоминал автора этого изящного мажорного рондо, который в его возрасте слыл звездой венских салонов. Оркестр  под управлением Алексея Соболева по-музыкантски деликатно поддержал  вундеркинда – дирижер буквально не дышал, подхватывая каждый пассаж юного виртуоза.

Зал собрался необычный. Немолодые нарядные женщины  с аккуратно уложенными  волосами, носят в себе давнюю, но неизбывную трагедию, каких не знал и Шекспир, и поэтому любовь  и красота, который их  не уставали одаривать артисты, они впитывали с благодарностью, которую нам с  вами трудно себе представить.

С юной флейтисткой Елизаветой  Ленкиной вышел играть Максим Рубцов – бриллиант Российского Национального оркестра.  Концерт Д.Чимарозы  в их исполнении был не только духоподъемным, но и поразил каденциями, когда две чистейшие флейты в полной  тишине  «разговаривали» между собой на равных, заставляя пристально слушать себя даже оркестрантов.

Из юных артистов блеснули еще виолончелист  Андрей Гуськов (виртуозные вариации Паганини «Моисей») и блестящий 12-летний баянист Константин Козырев, завершивший первое отделение  беззаботной «Босса-новой» В.Власова.

Все выступившие юные музыканты – не новички в искусстве, они звезды конкурсов, академической сцены  и… интернета, где с их искусством знакомятся сотни и сотни людей по всему свету.

В антракте, как и полагается, обсуждались вопросы искусства: одни спорили, сколько же часов в день занимаются такие дети-виртуозы; другие – а действительно ли у Максима Рубцова  золотая флейта, или только в переносном смысле?..

Надо ли говорить, что Максим, как всегда, очень улыбчивый и позитивный, на этом концерте блистал и даже пытался разговаривать прямо с подиума с обожающей его  публикой – согласитесь, не каждый день  оркестранту выпадает такая возможность.

Он открыл второе отделение  концертом Вивальди «Ночь», этой усладой слуху и душе, к тому же сам продирижировав  камерным составом оркестра.

Невероятное мастерство восхищенному залу кларнетист Сергей Елецкий (Интродукция, тема и вариации Россини), альтист Александр Татаринов («Граве» с мелодией дивной красоты авторства Иржи Бенды —  чешского современника и соратника Моцарта), трубач Константин Григорьев (Концерт Г.Телемана) и кларнетист Дмитрий Айзенштадт, осыпавший публику праздничными блестками синкоп А. Цфасмана («Интермеццо»).

Заключительный выход Рубцова с «Мелодией» Глюка  – музыкой неземной красоты, торжественно-скорбной и возвышающей, уместно завершил этот концерт-подарок, который запомнится еще и множеством цветов, количеству которых позавидовали  бы  и какие-нибудь звезды мировой оперы.

В антракте удалось поговорить  с Верой Шейниной, представителем «Шеврон Нефтегаз Инк.». Эта компания больше двадцати лет  поддерживает Российский национальный оркестр в ряду  множества других своих спонсорских и благотворительных проектов. Кстати, ежегодный Большой фестиваль РНО, столь любимый москвичами, тоже получает  подпитку «Шеврона», многие сотрудники  которого с особым удовольствием посещают его события.

– Много лет мы проводим этот традиционный концерт памяти  погибших во время трагедии на Чернобыльской АЭС, – говорит Вера. – Со времени катастрофы прошло уже 33 года, но последствия еще не изжиты, и мы считаем своим долгом  поддержать семьи героев. Мы считаем, что  культура – может быть, самое важное, что будет спасать мир. Поэтому у «Шеврона» много  детских проектов, есть целая программа в помощь детским приютам, больницам и школам. РНО участвует  в ней обязательно. И  благотворительные концерты «Солисты РНО – детям и юношеству» мы поддерживаем с особым удовольствием».

В нынешней весенней серии только что состоялись два из них. В Доме-музее Марины Цветаевой  – для воспитанников интерната №73; в Доме-музее А.И.Герцена на Арбате – для центра «Большая семья» и учащихся школы «Рассвет».

В 23-й раз  (!) ««Шеврон Нефтегаз Инк.» пригласил  детей на встречи с  музыкантами высокого класса, к тому же знающими, как именно  разговаривать с этой довольно беспокойной публикой, чтобы она притихла и внимала происходящему на сцене.

Ансамбль «RNO Percussion», в совершенстве владеющий ударными инструментами, специально подготовил уникальную программу. Выступать перед детьми – это особый дар. Не всякие академические исполнители выдержат первоначальный гвалт и постоянную непредсказуемость.

Как бы ни успокаивали воспитатели  своих питомцев,  младший школьный возраст неуёмен.  Только когда  в самом начале выходит Илья Мелихов и с веселой улыбкой, как будто  это ему ничего не стоит, начинает  выстукивать  все более и более затейливые ритмы двумя простыми барабанными палочками, одной о другую, и вдруг начинают проскакивать будоражующие  слух веселые синкопы,  а потом  палочки переходят на барабаны, и вот уже этот грохот разрастается до грома  – у зала уже ушки на макушке: такого дети не видели и не слышали еще никогда. И как всё это заразительно: некоторые  начинают  изображать, будто это они так ловко сыпят ровными дробями!

Оксана Якушева, педагог по музыке школы «Рассвет» для детей с аутизмом, говорит, что ритм ее  воспитанникам очень важен. «Я время от времени прерываю занятия, на которых мы и поем, и танцуем,  и как раз предлагаю им постучать, побарабанить на чем попало, да хоть  на банкетках – тогда они успокаиваются, и можно работать дальше. Ведь это дети, в которых очень много энергии, и она ищет выхода».

Оксана Владимировна внимательно следит:  как  реагируют ее воспитанники  на фокусы  ударников? Культура этой реакции – результат ее трудов.

Ребята удивлены нагромождением на сцене множества инструментов  – не меньше пятнадцати,  привстают, чтобы разглядеть как следует.

– Это всё барабаны! – торжественно заявляет Илья, и из зала удивленно кричат: «Да ну?!» «Сыграйте нам что-нибудь!»

Но, прежде чем начать настоящий концерт, Илья вместе  с Александром Суворовым, Кириллом Лукьяненко, Виталием Мартьяновым  и Леонидом  Огринчуком демонстрируют разнообразие ударных инструментов.  Ведь, кроме разных барабанов и бубнов, здесь тарелки и маракасы, на вибрафоне и ксилофоне можно играть мелодии, а маримба – так и вовсе модный инструмент. Показывают – под одобрительную реакцию зала –  даже сковородку с кастрюлей: чем не ударный  инструмент!

Наконец, начинается фантазия на темы  оперы «Кармен». «Ой, эту  музыку я знаю!» – радостно восклицает мальчишка, обнаруживая одно из самых главных качеств будущего меломана.

А исполнение  цикла «Бразильские сказки»  современного композитора Нея Розауро еще больше заставляет работать детское воображение – вы только поглядите-послушайте, какие там музыкальные портреты: «Гном», «Русалка», «Леший», «Женщина-лошадь»!

Финал концерта трогательный: выскочившим вперед смельчакам раздают инструменты – кому бубен, кому треугольник, что там легче держать в руках, – и под руководством Ильи Мелихова  начинает звучать  музыка Астора Пьяццоллы.  А она почему-то никогда не оставляет равнодушными ни взрослых, ни детей: сейчас пройдет вот это сумасшедшее вступление, полное стуков, звонов и искреннего ребячьего старания,  и из него прорастет мелодия, которую мы не забудем никогда.

Автор: Наталья Зимянина

Автор фото — Ирина Шымчак