Акролеста — символы и аллегории в искусстве 21-го века

Творчество Акролесты окружено достаточно забавной мифологией, которую сама художник называет «Картины в строчку». А вот в личную жизнь художница предпочитает никого не пускать. Что, возможно, огорчительно для читателя, но полезно для искусства. Ведь творчество — это не замочная скважина и не селфи.

Акролеста говорит о себе так:

«Я с Земли. Я живу не в той стране, в которой родилась. Мои предки говорили на ином, чем я, языке. Мои картины — это мои таблетки счастья».

Будем уважать приватную жизнь художника и поговорим лишь о ее творчестве. Работы Акролесты выделяются предельной лаконичностью образов при максимальной глубине высказывания. Полотна Акролесты, ее картины-афоризмы об общечеловеческих ценностях, о том, что касается каждого жителя земли.

Для примера можно взять хотя бы ее картину «Жизнь на Земле». Что может быть визуально проще, чем надувной воздушный шарик на ниточке на черном фоне. Однако этот шарик — наша Земля. И все мы живем на этом хрупком шарике, который можно легко проткнуть ракетой, пущенной безумным генералом, или техногенной катастрофой, произошедшей в результате халатности ленивого работника.

Другим примером может быть картина «Угроза». На этом холсте, над залитым солнечным светом городом, нависает гибрид — аллегория всех угроз, которые многие века приносили людям горе. Художник показывает, в нависшем над городом монстре из бейсбольной биты, религиозного символа и крылатой ракеты, что людям на этой земле угрожают насилие, война и фанатизм. Угрожали раньше, угрожают и сейчас.Аллегоричность высказываний художника продолжает картина «Путешествие мозгов (Journey of brain)». Этот холст, не смотря на кажущуюся простоту, граничащую с плакатом, наполнен несколькими слоями смыслов, что ставит его вровень с хорошей поэзией.

Два мозга гребут в одну сторону в одной лодке по бескрайнему морю. Точно так же как хорошая семья, объединяя свои усилия и мышление, создает совместную жизнь. И в тоже время, это утечка мозгов, бегство умных людей из опасного мира в безопасный. И конечно, это и иммигранты, спасающиеся от очередного безумного диктатора.

Поэтичность мышления художника можно увидеть и на картине «Путь». Простой по исполнению, но глубокой по смыслу.

Мы видим на этом холсте условное зеленое поле. Или фон. Условную серую дорогу. А может, крест. И маленькую девочку, как символ хрупкости, но в тоже время и стойкости человека.

Перед героиней картины, как и перед любым из нас стоит выбор. Какой путь выбрать? Серую, проторенную, привычную и унылую дорогу или пойти неизведанной тропой?

И в тоже время, эта же символика говорит нам о том «кресте», который вынуждены нести женщины. И о несоразмерности этой ноши и их хрупких плеч.

Аллегории, сродни поэтическим, наиболее выражены в картине Акролесты «Сияние». Я даже затрудняюсь комментировать эту картину. Но любой зритель, имеющий собственное мировоззрение и цели, осознанно движущийся по жизни, легко поймет ее на уровне чувств. Эта картина так же проста по композиции и деталям, как и предыдущие. Темная и грязная лестница. То ли подвал, то ли подъезд многоквартирного дома. И лишь в правом верхнем углу яркий свет. Сияние.

То ли это просто свет из-за двери, то ли это сияние разума, то ли это божественный свет. Ясно одно. Нам — туда, к свету, к истине.

В 2019 году Акролеста анонсировала на своем сайте глобальный всемирный арт-проект Я с Земли. Цель проекта объединить культуры и людей Земли. Акролеста пишет, что язык на котором люди говорят и пишут, олицетворяет их культуру, а лицо человека символизирует нацию, племя или народ, который создал эту культуру.

Проект художника таким образом символизирует объединение народов и культур всех жителей Земли.

Сроки реализации проекта художница пока назвать затрудняется, поскольку он осуществляется на добровольных началах, не имеет спонсоров или государственной поддержки. Все зависит от того, насколько много людей смогут узнать об этом проекте и согласятся участвовать в нем, прислав свои портреты с табличкой «Я с Земли», написанной на родном языке, — говорит художница.

Автор: Алекс Фарнезе