Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «Анна Франк. Дневники Холокоста»

Проект  выставки «Анна Франк. Дневники Холокоста» основан на материалах дневников, написанных девочками и девушками в гетто и зонах оккупации.  

В годы Второй мировой войны многие евреи вели дневники, но сохранились лишь немногие их них: при обнаружении личные записи уничтожались как подлинные исторические документы, свидетельства преступлений. Экспозиция представит истории шести девушек — Анны Франк, Элен Берр, Евы Хейман, Мэри Берг, Элизабет Кауфманн и Рутки Ласкер — восстановленные по материалам дневников и личных архивов. Интерпретировать исторические и эмоциональные образы из дневников будут работы современных художников.  

Автобиографические тексты, наполненные эмоциями и переживаниями юности, фотографии, исторические артефакты и звуковые инсталляции, воссозданные на основе воспоминаний девушек, призваны раскрыть тему подростковой травмы, памяти и взросления в период Холокоста.  

В этой тесноте, до отказа набитой впечатлениями и эмоциями, звучит интимный диалог личных историй и современного искусства. На выставке представлены произведения известных художников, для которых тема Холокоста, природы насилия и личной памяти жертв, стала одной из центральных. В их числе: немецкий художник Ансельм Кифер, польский скульптор и видеохудожник Мирослав Балка, французский мультимедийный художник Кристиан Болтански, австрийский акционист Герман Нитч, российский художник Хаим Сокол, израильский фото- и видеохудожник Ори Гершт, авангардист и скульптор Вадим Сидур, а также создатель «саморазрушающегося искусства» Гюстав Мецгер.

Выставка «Анна Франк. Дневники Холокоста» — попытка сделать память живой, вспомнить не только страхи и утраты, но мечты и надежды. В атмосфере духоты и абсурдных ограничений Анна Франк, Элен Берр, Ева Хейман и другие девушки пишут о первой любви, о цветах и красивых платьях, о страсти к книгам и знаниям.  

Материалы дневников позволили кураторам выставки раскрыть переживания девушек в разных измерениях — пространственном, звуковом и визуальном. Архитектура выставки служит напоминанием о тесноте чердаков и подвалов, охраняемых периметров переполненных гетто, враждебных улиц еще вчера родных городов.  

Куратор выставки: Моника Норс (eng – Monica Norse) 

Автор идеи: Катя Крылова 

Архитекторы: Кирилл Асс, Надежда Корбут  

Фото: Анна Франк, начало 1940-х, Фонд Анны Франк в Базеле