Игорь Бутман: Свинг – это желание пойти в пляс

Тула в третий раз принимала у себя фестиваль медного духового искусства Brass days. «Гвоздем программы» стал концерт выдающегося саксофониста Игоря Бутмана в сопровождении тульского филармонического симфонического оркестра под управлением художественного руководителя фестиваля Владислава Лаврика. А перед выступлением знаменитый музыкант дал мастер-класс для учащихся музыкальных школ Тулы.  

Фестиваль Brass days – детище известного трубача, солиста Российского национального оркестра Владислава Лаврика. Создавался он в 2011 году, в первую очередь, как пространство живого общения брасс-музыкантов, которое поможет расширить круг ценителей медного духового искусства. Но фестиваль ставит перед собой и еще одну, не менее важную задачу – повышения уровня исполнительского мастерства музыкантов, сохранения и развития системы образования в сфере медного духового искусства. Вот почему мастер-классы, которые дают именитые участники фестиваля своим совсем еще юным коллегам имеют не меньшую ценность для организаторов фестиваля.

— Одной из главных проблем отечественной духовой школы, – считает художественный руководитель фестиваля Владислав Лаврик, – является острый дефицит квалифицированных преподавателей, способных по-настоящему увлечь своих учеников медным искусством. И усугубляется ситуация тем, что наши педагоги разобщены, у них нет возможности, а зачастую и желания, обмениваться опытом с коллегами. Между тем как их коллеги и в Европе, и в Америке общаются очень интенсивно, привозя с собой на мастер-классы и своих учеников. Лучших условий для взаимного обогащения, обмена новыми идеями и придумать трудно. В России ситуация, к сожалению, диаметрально противоположная: учителя баррикадируются в своем классе и ничего, кроме собственной методики преподавания принимать во внимание не хотят.К тому же, большинство этих методик ориентировано на воспитание солистов. У нас много талантливых музыкантов, обладающих необходимой для сольной карьеры индивидуальностью. Но потребность в высокопрофессиональных оркестрантах намного выше, чем в солистах. А вот выращивать крепких профи, способных достойно вписаться в оркестр, в камерный ансамбль почему-то мало кто стремится. У нас наметился дефицит музыкантов высокого оркестрового уровня.

Мастер-классы, которые дают признанные мэтры тем, кто делает только первые шаги на пути к мастерству, играют роль своеобразного катализатора, способного ускорить их продвижение к вершинам. На уроке маэстро Бутмана все чувствовали себя окрыленными.

Геннадий Холопов (ТОДМШ им. Г.З. Райхеля – Центр одаренных детей Тульской области «Мастерская талантов»):

— Я саксофоном занимаюсь седьмой год. Очень переживал, смогу ли сыграть Игорю Михайловичу все, как надо. А когда он стал мне подыгрывать, у меня и вовсе дух захватило. Играть с ним – это что-то потрясающее. Вначале страшно, потом входишь во вкус и понимаешь, что для саксофониста самое главное – желание играть.

 

Иван Бобриков (ДШИ г. Кимовск – Центр одаренных детей Тульской области «Мастерская талантов»):

 — Когда у тебя такой пример перед глазами, возникает бешеный азарт сделать все возможное и невозможное, чтобы играть так же. Хочется заниматься не два-три часа, как раньше, а сутки напролет.

Что можно успеть за те полтора часа, что длится мастер-класс? Ученик играет выбранное им произведение. Наставник разбирает ошибки, подчеркивает достижения. Непосредственный контакт с каждым из счастливчиков – а их на этот раз было семеро – укладывается минут в 15-20. Много это или мало?

— Смотря для чего, – улыбается Игорь Михайлович. – Виртуозом стать точно не получится. А вот понять, для чего тебе музыка, чем для тебя является твой инструмент, зачем ты вообще выходишь на сцену и чем собираешься в этой жизни заниматься, пожалуй, можно. Ну, или хотя бы попробовать. Если ты играешь просто для души – это одно, а если хочешь, чтобы музыка стала делом жизни – совсем другое. Именно об этом мы с ребятами больше всего и говорили. Выявить какие-то огрехи в исполнении, что-то посоветовать – это сиюминутно. Ничего страшного не произойдет, если ты не сыграешь какой-то пассаж. Правильно сыграть ноты, написанные композитором – это еще не музыка. Фокус в том, чтобы докопаться до драматургии, которую он заложил в свое произведение, и донести ее до слушателя, пропустив через собственную личность. В исполнительстве важны нюансы, акценты, твои личные интерпретации. Вот что такое свинг в джазе? Это желание пойти в пляс, когда все вокруг качается и плывет, и ноги сами начинают выводить ту мелодию, которая звучит у тебя в душе. Вот эта твоя внутренняя мелодия и должны выйти наружу. Я заметил, что ребята очень чисто играют текст, но практически не умеют импровизировать. Вероятно, педагоги их к этому не поощряют, позволяя играть только от сих до сих. А музыкант отличается от человека, который просто умеет играть на каком-то инструменте, именно умением сымпровизировать, причем завтра не так, как он это сделал сегодня. Я не часто даю мастер-классы, но если представляется такая возможность, я общаюсь с ребятами не как педагог, который пытается их чему-то научить, а просто как старший товарищ, у которого за плечами целая жизнь.

VIII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days продлится до 13 декабря.

Подробнее о программе: http://brassdays.com/ru/

Автор: Виктория Пешкова