Москва. На Новой сцене «Театриума на Серпуховке» состоится театрализованный концерт, посвященный легендарному барду Яцеку Качмарскому

25 и 26 октября в 19:00 на Новой сцене «Театриума на Серпуховке» – театрализованный концерт, посвященный легендарному барду Яцеку Качмарскому.

Яцек Качмарский – культовая фигура, легенда польской бардовской песни. В Польше его называют голосом нации, его имя столь же значимо для родной страны, как и имя Владимира Высоцкого для России. Как и Высоцкий, в своих песнях он всегда был яростен, насмешлив, глубок и на пределе. Именно творчество Высоцкого во многом сформировало польского барда как поэта. Вечер в «Театриуме на Серпуховке» заново откроет московскому зрителю имя этого удивительного человека – Яцека Качмарского.

 

Первая встреча Качмарского с Высоцким случилась весной 1974 года на варшавской квартире режиссера Ежи Гофмана – Яцеку было 17 лет, после неё он сочинил первую из четырех знаменитых «Облав». Спустя 3 года на Фестивале студенческой песни в Кракове вольный перевод «Охоты на волков» принес будущему поэту первую премию и стал точкой отсчета популярности.

Яцека называли «голосом «Солидарности»», общественно-политического движения, радикально и без кровопролития изменившего политический строй в Польше. Знаменитую песню «Стены» («Mury», 1978) на мотив «L’estac» каталонского певца Л.Льяка восприняли как неофициальный гимн «Солидарности». «На самом деле это не антикоммунистические песни. Как и большинство произведений Высоцкого, они – за свободу и достоинство личности. У коммунизма нет монополии на преследование индивидуума», – считал поэт.

«Я просто русофил-антикоммунист», – любил повторять  Качмарский, тесно связанный и с русской культурой. Он перевёл лагерную балладу «Черные сухари». Под впечатлением от фильма Тарковского родилось стихотворение «Рублёв». По мотивам картины Федотова написана связанная с русским менталитетом песня «Анкор, ещё анкор!». Из последних творческих комментариев Качмарского на тему России – произведение «Обломов, Штольц и я» (2001 год) по мотивам повести Гончарова. Как пояснял поэт, она является сравнением «облика русского человека XIX века, или России XIX века, с Западной Европой того времени».

В текстах Качмарского две черты: тонкая ирония и умение пересказывать известные сюжеты произведений разных культурных жанров так, чтобы вызвать интерес слушателя и извлечь новые, отсутствующие в оригинале смыслы. В песнях автор часто предоставляет право голоса животным, персонажам картин, литературным героям и простым людям.

Не утратившие экспрессии и значимости для эпохи и культурного наследия песни Яцека Качмарского прозвучат 25 и 26 октября в исполнении артистов и вокалистов труппы «Театриума». Их запоминающиеся театрализованные концерты всегда посвящены значимым людям, датам и событиям.

На вечер приглашены специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, Чрезвычайный и Полномочный Посол РП в Российской Федерации Влодзимеж Марчиняк, сын Владимира Высоцкого актёр театра и кино Никита Высоцкий.

Организаторы – Центр польско-российского диалога и согласия в Варшаве, Польский культурный центр в Москве при Посольстве республики Польша и «Театриум на Серпуховке».

Биографическая справка:

Певец, поэт, автор стихов, текстов песен и прозаик. Родился 22 марта 1957 года в Варшаве. В 1980 году окончил факультет польской филологии Варшавского университета, защитив диплом по литературе эпохи Просвещения. В 1981 году, когда в Польше ввели военное положение, Качмарский находился на гастролях во Франции, где и остался. Зарабатывал на жизнь выступлениями, часть заработков направлял на поддержку ушедшей в подполье «Солидарности». Сотрудничал с мюнхенской радиостанцией «Свободная Европа».  В 1995 году  вместе со своей второй женой Эвой (в свое время она помогла ему избавиться от алкогольной зависимости) и 9-летней дочкой Патрицией поселился в Австралии, неподалеку от Перта. Умер в 2004 году  в Гданьске от рака горла.