Режиссер Дарья Попова: «Уничтожь меня завтра»!

Режиссер Дарья Попова
Режиссер Дарья Попова

Режиссер Дарья Попова 12 октября представит на сцене Московского «Театра Луны» свой новый спектакль «Королева». Дарья родилась в семье творческо-научной интеллигенции. По материнской линии она из династии художников, а отец – профессор-онколог. О женской борьбе за счастье и свободу, музеи средневековья и семье, поддерживающий режиссера во всем, — в нашем интервью.

Совсем скоро состоится премьера спектакля «Королева». Расскажите нам, о чем он?

Этот спектакль о том, что может произойти, когда слабая женщина – волею судьбы, или же собственной волею – оказывается вынужденной играть по жестоким правилам мира мужчин. Если обстоятельства заставляют ее предать свою природную сущность хранительницы домашнего очага, матери и вступить в противоборство с внешним миром, то она становится не просто женщиной-воином, защищающей этот свой домашний очаг, а страшной разрушительной силой, сметающей все на своем пути. В наше время гендерные различия стираются, мужчина и женщина зачастую меняются ролями. Мне как режиссеру, то есть человеку, который должен руководить и управлять процессом, это очень близко и понятно. Но, при этом, очень важно не утратить, не предать свою женскую природу. Меня в свое время поразили рассказы о том, что знаменитая Маргарет Тэтчер, премьер-министр, железная леди, была очень «домашней» в быту.

Как сохранить себя, оставаясь стопроцентной женщиной, и при этом играя роли на политическом небосклоне, решая государственные задачи?..

Женщина у власти должна демонстрировать свои, отличные от мужских, качества, иной взгляд. Когда женщины начали бороться за свои права — за гражданские права, за право свободы выбора, права наследования, обладания капиталом, — мужчины просто «дали ей в руки меч» и сказали: «Борись»! При этом они, зачастую восхищаясь такой женщиной, тем не менее, боятся ее и подсознательно хотят ее уничтожить. Мужской шовинизм — это еще одна проблема женщины у власти. Он превращает ее в раненого зверька, который дерется не на жизнь, а на смерть.

Помимо того, что Вы режиссер этого спектакля, Вы еще и хореограф. Это так?

Да, это так. В плане передачи образа посредством пластики мне близки школа Михаила Чехова, опыты Мейерхольда, теория Гордона Крэга, когда движение и жест, зачастую, являются определяющим в создании характера персонажа. Этой пластической выразительностью я буду продолжать заниматься сама, потому что это представляется для меня неотъемлемой частью режиссуры. Что касается постановки хореографических номеров, то сейчас я занимаюсь этим сама, хотя мне очень нравится, что сейчас появляется совсем юное поколение хореографов, которое несет в театр новую танцевальную, движенческую культуру. Я думаю, что впоследствии я буду привлекать этих людей для совместной работы, чтобы сохранить юношеский дух, дух исканий и новых открытий. Вообще всегда приятно работать с профессионалами. Так в спектакле «Королева» я пригласила для постановки трюковых сцен и сценических боев Юрия Сысоева и братьев Мазуренко — а наша история просто не может обойтись без этого — замечательных профессионалов своего дела, и очень довольна результатом, поскольку они привнесли в постановку необходимый драйв и достоверность. В моих спектаклях всегда много пластики, поскольку для меня это основное средство выразительности.

Откуда Вы черпаете вдохновение?

Моя семья, мама, бабушка и дедушка, были художниками, они привили мне любовь к живописи, скульптуре, архитектуре. Бабушка, к тому же, очень любила музыку. И все это — архитектура, живопись, графика, скульптура, музыка — рождает в моем сознании образы, определяет концепцию. Например, что касается спектакля «Королева», — я четыре часа просидела в Парижском музее Средневековья, также известном как музей Клюни, глядя на экспозицию серии гобеленов, объединенных названием «Дама с единорогом». И я видела истории, рассказанные этими гобеленами, читала их знаки.

Вы режиссер, Ваш муж — актер. Тяжело ли уживаться двум творческим людям в одном пространстве?

Мне кажется, что это идеальное сочетание. Меня бы не выдержал ни один «нормальный» человек. Я, вместо приготовления вкусного ужина, сижу, обложившись текстами и картинками, а среди ночи могу разбудить с вопросом: «Если Маргарита здесь выходит так-то, а Буридан делает то-то? Мне нужен твой совет!» Мой муж — это человек, благодаря которому я имею возможность реализовываться в профессии.

Вы также преподаете в Московском государственном институте культуры на кафедре режиссуры. Как Вам удается это совмещать?

Конечно, сложно. Особенно во время выпуска нового спектакля. Нельзя и не хочется оставлять их без внимания. Во время постановки «Королевы» я привлекла в качестве ассистентов двух моих талантливых студентов для того, чтобы они смогли получить настоящий опыт. И во время репетиций я часто смотрю на них, смотрю в их глаза, чтобы понять, интересно ли им происходящее на сцене. Они молоды и не боятся высказывать свое мнение. А услышать чужое мнение в нашей профессии очень ценно, чтобы не «состариться» в режиссуре. Знания, опыт, традиции — это важно. Но свежий взгляд этих 20-летних «детей» дает возможность развития, зачастую направляет мысль в неожиданную сторону.

Расскажите о Ваших ближайших проектах, пожалуйста!

Мой ближайший проект — спектакль «Королева» в «Театре Луны»! В данный момент он главный, единственный и неповторимый. В этом нашем проекте есть слоган «Уничтожь меня завтра!», так вот именно завтра мы и поговорим о дальнейших планах!..

И последний вопрос: Ваши пожелания читателям?

Любите и цените жизнь во всем ее многообразии, жадно впитывайте ее. Не тратьте свое время на бытовые проблемы: ходите в музеи, кино, театры, на выставки, получайте удовольствие! Даже если вам что-то не понравится, что-то будет непонятно, не близко, — не останавливайтесь! На этом пути вы шаг за шагом будете обретать новые ощущения, потрясающий духовный опыт и ни с чем не сравнимое удовольствие от познания этого мира!

Беседовала Ирина Варавкина