История Русского Авангарда: Художественное объединение «Бубновый валет»

На Воздвиженке В Москве проходила выставка под названием «Бубновый валет»

С декабря 1910 г. по январь 1911 г. на Воздвиженке В Москве, проходила выставка под названием «Бубновый валет». 

В те времена название посчитали очень смелым и эпатажным.  И неспроста!  Дело в том, что бубновый символ имел разные значения, например, во времена царя нашивку бубновый туз носили каторжники, а в цыганских гаданиях бубновый валет символизирует человека ненадежного, мошенника, готового обмануть, того, доверять кому не стоит. Да и просто ассоциация с азартом, с которым тогда боролись. Поэтому у критиков была прекрасная возможность интерпретировать название не в пользу художников.

Именовал выставку Михаил Фёдорович Ларионов – участник, а в последствии один из создателей объединения. Также участниками выставки, а в будущем и самого объединения стали:

Пётр Петрович Кончаловский. На момент выставки, уже не молодой художник, с утонченным вкусом. Представил несколько картин, написанных в стиле «сезаннизма».

Илья Иванович Машков. Работы художника были выполнены в смелой манере, явно бросающей вызов актуальной тогда реалистической живописи. Хорошим примером служит его работа «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского».

Аристарх Васильевич Лентулов. На выставке он представил свои авангардные пейзажи и натюрморты.

Наталья Сергеевна Гончарова. Неординарная художница, спутница Михаила Ларионова. Увлекаясь лубочной живописью, на выставке она представила свои работы в стиле вывесок.

Алексей Алексеевич Моргунов. Его руками была сделана афиша для выставки.

И это лишь малая часть тех художников, которые принимали участие.

В целом, выставка прошла шумно и получила немало гневных отзывов, но были и те, кто смог оценить «новое» искусство. Среди таких был Максимилиан Александрович Волошин. Вот как он описал увиденное на вернисаже: «Они сделали все, чтобы привести в неистовство глаз посетителя. В первой комнате они повесили самые колючие и геометрически угловатые композиции Такке и Фалька. В средней зале – огромное, как бы программное, полотно Ильи Машкова… В методе развески картин (холстов почти исключительно большого формата и в очень узких рамах) участники «Бубнового валета» руководились правилом вешать как можно теснее, ряда четыре – один над другим, на разном уровне, сопоставляя преимущественно картины непохожие, словом – располагать так, чтобы одна картина «убивала» другую».

После окончания выставки, её участники попросили власти дать им разрешение создать общество художников с одноимённым названием «Бубновый валет». Так январь 1911 года стал началом нового авангардного объединения, которому удалось порвать с традиционной реалистической живописью и задать новый тон русскому искусству. 

В 1912 году бубнововалетцев ждал скандал.

12 декабря некий Абрам Балашов совершил нападение на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Бездоказательно И. Репиным были обвинены бубнововалетцы. В защиту художников выступил М. Волошин. Ситуация разрешилась, обвинения с художников были сняты, а виновные наказаны.

На этом неприятности у объединения не закончились.  В этом же году художественную группу покидают М. Ларионов, Н. Гончарова, К. Малевич, братья Давид и Владимир Бурлюки. Причина ухода расхождение в интересах. П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, А. Куприн тяготели к французскому искусству, покинувшие же «Бубновый валет» в творчестве своём тянулись к крестьянскому примитивизму, лубку, их интересовало искусство народное, наивное.

В 1916 году организацию покидают И. Машков и П. Кончаловский. Главным бубнововалетцем становится ранее ушедший Казимир Малевич. Теперь выставки имеют «супрематический» характер. В 1917 году объединение покидают последние стоявшие у истоков, среди которых А. Куприн, Р. Фальк. В этом же году прошла последняя выставка, никого из основателей в ней не было.

Так не долго, но так ярко просуществовало объединение, навсегда оставившее след в истории искусства. А работы художников «Бубнового валета» заслуженно нашли свое место в лучших музеях мира.

Автор: Ирина Марченкова

irishka121087@inbox.ru