Москва. Фонд V-A-C и Московский музей современного искусства объявляют о начале третьего — заключительного — акта проекта «Генеральная репетиция»

«Что произойдет, если вместо того, чтобы выбирать художественные объекты из предложенного множества (вещей знаменитых, важных, безусловных, уже ставших частью респектабельного собрания), мы добавим к ним некоторое количество предметов, не имеющих для внешнего наблюдателя ни художественной, ни исторической, ни сентиментальной ценности?»

«Генеральная репетиция», акт третий: «Ничьё»

26 апреля — 16 сентября 2018
ММОМА, Петровка 25
ВТ-ВС 12.00 — 21.00

Фонд V-A-C и Московский музей современного искусства объявляют о начале третьего — заключительного — акта проекта «Генеральная репетиция». На смену «Чайке» Чехова, поставленной на втором этаже ММОМА «Театром Взаимных Действий» в первом акте и дискуссий
времени и современности философа Армена Аванесяна (Акт 2.
«Метафизика из будущего»), приходит «Ничьё». Так называется эссе писателя и поэта Марии Степановой, ставшее основой для третьей экспозиции. Оно продолжает исследование о наших отношениях
с произведениями искусства и вещами окружающего нас мира.

«Ничьё» — постановка про биографии, функции и статусы объектов: это пьеса в большей степени о вещах, нежели об их владельцах. Писатель предлагает нам задуматься о том, что из окружающих бесчисленных предметов и произведений искусства удостаивается внимания и почему. Что значит стать музейным экспонатом и частью композиций, таких как коллекция или выставка? Кто и почему их собирает для нас, как
мы смотрим на них и как мы их воспринимаем? Эти вопросы задает Мария Степанова в третьем акте «Генеральной репетиции», выставляя в одном пространстве с Уорхолом, Буржуа и Мандзони обычные вещи: винтажный чемодан, старое кружево, платье 1940-х гг., муфту начала позапрошлого века.

Степанова строит диалог между ее личными предметами и произведениями искусства из коллекций V-A-C, ММОМА и KADIST. Авторы которых — Саймон Старлинг, Вадим Сидур, Кристофер Уильямс — и сами пристально наблюдают за историями вещей или произведениями других художников. Оптика, предложенная Степановой, помогает художественным институциям под новым углом взглянуть на свои коллекции, дополнить и расширить биографии предметов искусства.

Мария Степанова подводит итоги всего проекта «Генеральная репетиция». Личные вещи автора приглашены стать актерами наряду с художественными работами как в первом акте и ставят перед нами
вопросы о прошлом, настоящем и будущем как во втором. «Генеральная репетиция» — сложное исследование процессов и значений коллекционирования и выставочной деятельности. Оно предлагает посмотреть на предметы искусства как на живой организм, способный менять свою роль в зависимости от контекста и времени.

ПУБЛИЧНАЯ ПРОГРАММА:

4 августа — премьера фильма «Безмолвная мгла» и дискуссия
с участием режиссера Чжана Мяояня и медиа-исследователя Дмитрия Голынко-Вольфсона;

«Генеральная репетиция», акт третий: «Ничьё»

26 апреля — 16 сентября 2018
ММОМА, Петровка 25
ВТ-ВС 12.00 — 21.00

августа — концерт Шивы Фешареки, обладательницы главной британской награды BASCA за инновации в музыке;

августа — премьера восстановленной авторской версии фильма
«Жидкое небо», культового нью-йоркского synthie-fi, и онлайн-дискуссия с режиссером Славой Цукерманом;

18 августа — премьера фильма «Эпоха на марше», фильма-участника Берлинале и Doclisboa, фестивалей в Чикаго, Вене и Буэнос-Айресе, призера фестиваля Cinéma du Réel (2017);

22 и 29 августа, 5 и 12 сентября — серии встреч «Словарь современности», где специалисты из самых разных областей помогут посетителям выставки взглянуть на проект под другим углом и подобрать ключи к пониманию современных художников через призму собственного профессионального опыта;

26 августа — режиссерская лаборатория с Дмитрием Волкостреловым, создателем и руководителем «театра post», в фокусе которой — тексты из книги Марии Степановой «Памяти памяти» и их возможное сценическое воплощение;

августа — в бальном зале пройдет мастер-класс Тодора Тодорова — композитора, инженера, президента Бельгийской федерации электроакустической музыки;

августа — концерт британского постминималиста Филипа Джека, неоднократно работавшего вместе с Гэвином Брайерсом и уже много лет виртуозно смешивающего акустику и электронику в оперных турах и на лучших мировых фестивалях;

6 сентября — беседа Дмитрием Крымовым, в ходе которой режиссер, художник и сценограф поговорит о новой жизни снятых с репертуара спектаклей — в частности, в пространстве музея, — а также
способности театра придавать классическим произведениям новое, современное звучание — в отличие от традиционного музея, где время замирает;

10, 11 и 12 сентября — перформанс Александры Сухаревой
«Двойник» — спектакль о связи, построенный вокруг феномена радиоактивного излучения;

14 сентября — в завершение проекта состоится театральный перформанс грузино-американского художника Сергея Черепнина, участника Венецианской биеннале и биеннале Уитни.

Также состоится серия собраний самоорганизующейся группы в рамках
«Летнего семестра», туры и экскурсии по экспозиции для детей по субботам и воскресеньям.

Полное расписание публичной программы будет опубликовано на сайте genreh.ru

СПРАВКА

«ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ» — метадисциплинарный эксперимент, который заимствует приемы театра в представлении искусства, и разворачивается в ММОМА на Петровке, 25 на протяжении пяти месяцев — с апреля по сентябрь 2018 года. Третий этаж музея играет роль хранилища или кулисы, где порядка 200 произведений из коллекций фонда V-A-C, ММОМА и KADIST дожидаются своего выхода на сцену. Она расположена на втором этаже, где перед зрителем разворачивается театральная постановка, в которой актерами выступают произведения искусства. Цель «Генеральной репетиции» — протестировать и утвердить новую методологию, предполагающую разрушение границ между статичными и разворачивающимися во времени искусствами, а также коллективное участие нескольких институций и привлечение к работе над экспозицией соавторов, которые не являются профессиональными кураторами.

Проект «Генеральная репетиция» подготовлен группой кураторов V-A-C и MMOMA (Эльза Абдулхакова, Кирилл Адибеков, Варвара Ганичева, Диана Джангвеладзе, Мария Доронина, Полина Зотова, Анна Ильченко, Дарья Калугина, Мария Крамар, Франческо Манакорда, Анна Панфилец, Андрей Паршиков, Анна Репина-Галенкина, Ольга Стеблева, Катерина Чучалина).
Приглашенный куратор: Эмили Вилле (директор KADIST, Париж).

V-A-C занимается новым культурным производством вместе с художниками и публикой. Это платформа, которая инициирует открытые дискуссии и переопределяет современную повестку. Опираясь на местные сообщества, V-A-C развивает выставочную, издательскую, исследовательскую и перформативную программу вне дисциплинарных границ и задает координаты новой географии глобального. Этой методологии V-A-C придерживается во всех инициативах, реализуемых на собственной площадке в Венеции, в партнерстве с различными организациями по всему миру, а также в своем будущем пространстве в Москве — культурной институции нового типа ГЭС-2.

ММОМА

Московский музей современного искусства (ММОМА) был основан в 1999 году; это первый в России государственный музей, специализирующийся на искусстве XX и XXI века. Сегодня музей располагается на семи площадках Москвы и является одним из самых активных участников художественной жизни страны. Собрание музея представляет основные этапы развития авангарда, в особенности в России. Приоритетными направлениями деятельности ММОМА также являются образование в сфере искусства, поддержка молодых художников, собственная издательская программа и разработка инклюзивных проектов.

KADIST

Современные художники делают важный вклад в общество, а их работы обращаются к актуальным вопросам сегодняшнего дня. KADIST — некоммерческая организация, которая поощряет подобные инициативы и помогает художникам, представленным своей в коллекции, обращаться к аудитории разных стран и выстраивать новые связи по всему миру. Программы фонда обеспечивают сотрудничество между художниками, кураторами и художественными организациями.
Деятельность KADIST в Париже и Сан-Франциско включает в себя выставки, публичные мероприятия, резиденции и образовательные проекты. Вместе с активной онлайн-площадкой все они призваны способствовать оживленным дискуссиям о современном искусстве и актуальных проблемах.

МАРИЯ СТЕПАНОВА — поэт и писатель. Главный редактор интернет- проектов OpenSpace.ru (2008–2012) и Colta.ru (с 2012 года). Автор десяти поэтических книг, среди которых — «Стихи и проза в одном томе» (2010), «Spolia» (2015), «Против лирики» (2017); сборников эссе
«Один, не один, не я» (2014), «Три статьи по поводу» (2015) и книги документальной прозы «Памяти памяти» (2017). Лауреат ряда российских и зарубежных литературных премий.