Театр, неподвластный времени

17 мая в Москве на исторической сцене Малого театра завершился XII Международный театральный фестиваль «Островский в Доме Островского». В этом году фестиваль приурочен к 195-летию со дня рождения великого драматурга. Зрители давно нарекли Малый театр «Домом Островского»: из-под пера драматурга вышли 48 пьес, написанные специально для Малого и поставленные еще при жизни автора. Сегодня на сцене прославленного театра продолжают идти спектакли по произведениям Островского. Однако с недавних пор и само здание Малого театра стало участником международного фестиваля.


В 2017 году впервые в истории «Круга света» фасад Малого театра наряду со зданием Большого театра стал единым полотном для архитектурного видеомэппинга. Это позволило объединить Театральную площадь в невероятную площадку, где зрелищные проекции разместились сразу на двух зданиях, открывая новые выразительные возможности для светодизайнеров со всего мира. Отметить это поистине знаковое событие креативная группа фестиваля решила созданием красочного светового спектакля «Неподвластный времени», посвященного Малому театру.
Рассказать о легендарном Малом театре языком архитектурного мэппинга – задача действительно амбициозная и очень сложная. Малый театр известен на весь мир как театр, где бережно хранят традиции русской драматургии, где звучит классическая русская речь. В то же время от архитектурного мэппинга всегда ждут зрелищности, яркости, игры с масштабом и пространством. Как объединить в одно целое эти противоположные сущности?


Ответ был найден в художественных возможностях световых видеопроекций. Ведь они, по сути, безграничны и позволяют создавать на фасадах зданий целые фантазийные миры. Авторы проекта представили Малый театр как место, где творческая энергия классиков русского театра не исчезает, а остается в стенах театра, создавая пространство, где Чехов, Гоголь, Толстой сосуществуют одновременно. Центральным героем этой идеи, проводником в мир закулисья театра, стал Александр Николаевич Островский. Чтобы сделать героев ближе и понятнее современникам, авторы обратились к живой речи и юмору. Великие драматурги «живут» на фасаде, общаются и по-дружески подшучивают друг над другом как близкие люди, как коллеги, словно члены одной семьи.

Каждому персонажу «Неподвластного времени» был подобран характер, на основе которого строилось и его изображение: легкий остроумный Гоголь, тонкий, буквально сотканный из хрупких вишневых ветвей, Чехов, основательный и монументальный Толстой. Для анимации персонажа Островского была задействована технология Motion capture – актер в специальном костюме с датчиками целиком проживает свою роль – благодаря чему движения и жестикуляция Александра Николаевича приобрели сценическую пластику и стали максимально реалистичными. Над воссозданием образов классиков с большим увлечением работали артисты Малого театра: Василий Иванович Бочкарев, Александр Владимирович Клюквин, Александр Юрьевич Ермаков и Петр Валерьевич Абрамов. Мастера сцены увлеченно включились в процесс, импровизируя и придавая новые интересные оттенки характерам и интонациям своих персонажей. Со всей обстоятельностью русской театральной школы разбирали они реплики, привнося в них новые смыслы.
Впервые в истории фестиваля «Круг света» на Театральной площади было задействовано сразу два здания – фасады Большого и Малого театров. Это обстоятельство, разумеется, отразилось и в графической подаче самого повествования: нужно, с одной стороны, предоставить обзор всей площади видеопроекции, а с другой – обратить внимание зрителей на смысловые акценты конкретных сцен. Так появились диалоги между персонажами на разных фасадах, разворачивание элементов декораций с одного театра на другой, общие графические эффекты, охватывающие весь архитектурный ансамбль площади.

Проект архитектурного видеомэппинга «Неподвластный времени» — это своего рода путешествие по мирам известных драматургов, каждый из которых обладает своей неповторимой атмосферой. Воссоздать ее помогла тщательная проработка материала, предоставленного сотрудниками Малого театра. Перед тем, как приступить непосредственно к разработке проекта, было проведено внимательное изучение архитектурных особенностей здания театра, фотосъемка деталей интерьера фойе, сцены, зрительного зала, гримерок и прочих помещений.
В процессе работы был исследован широкий пласт материалов: эскизы к декорациям и костюмам спектаклей Малого театра разных лет, история постановок пьес, а также высказывания известных авторов о театре и сотрудничестве с ним.
Конечно, атмосферу Малого театра создают не только великие драматурги, известные актеры и режиссеры, но и те, кто трудится за кулисами. Мы не видим их на сцене, но их роль велика. Поэтому в финале видеопроекции Александр Николаевич Островский благодарит всех – гримеров и костюмеров, мастеров сцены и осветителей – всех, кто отдал жизнь служению тому таинству, которое зовется Малый театр.

Справочно:
Московский Международный фестиваль «Круг Света» – ежегодное событие, в рамках которого светодизайнеры и профессионалы в области 2D- и 3D-графики используют архитектурное пространство Москвы как объект для мультимедийных и световых — инсталляций.
Архитектурный видеомэппинг — направление в аудиовизуальном искусстве, представляющее собой 3D-проекцию на фасад или стену здания, мост, башню, а также на сложный объект (самолёт, корабль и т.д.) среды с учётом его геометрии и местоположения в пространстве.