26 февраля в концертном зале П.И. Чайковского состоялась мировая премьера произведений выдающегося композитора современности — Вячеслава Артёмова

«Латинские гимны» и симфония In Spe («В уповании») были впервые представлены слушателям в исполнении Российского национального оркестра и Государственной академической хоровой капеллы России им. А.А. Юрлова.
Сочетание великолепной авторской программы и виртуозного исполнительского мастерства музыкантов сделали этот концерт уникальным и важным событием культурной жизни столицы.

Перед основной программой вечера были исполнены две композиции Бенджамина Бриттена — Гимн святой Цецилии для хора a capella и фестивальный Te Deum для хора и органа. Музыка одухотворенная, возвышенная и торжественная, как будто настраивавшая слушателя для дальнейшего восприятия сложных и многогранных произведений Вячеслава Артёмова.

Вячеслав Артемов — российский композитор, автор более, чем 70 произведений оркестровой музыки, а также музыки для кино и театра. Среди наиболее выдающихся — «Реквием», тетралогия «Симфония пути» и цикл симфоний «Звезда исхода». Вячеслав Артемов готовился к научной карьере, занимаясь физикой и математикой, но музыка для него оказалась на первом плане, и в 1968 году Вячеслав Артемов закончил Московскую консерваторию по классу композиции. С этого же года и до сегодняшнего времени создаются произведения автора, премьеры которых проходят в Москве, Вашингтоне, Лондоне. Многие заслуженные дирижеры исполняют произведения композитора — Мстислав Ростропович, Геннадий Рождественский, Владимир Спиваков, Владимир Ашкенази, Теодор Курентзис и другие выдающиеся дирижёры и музыканты.
Вячеслав Артемов предпочитает не называть свою музыку «современной», а использует особый термин для обозначения ее включённости в традицию — «musica perennis» или «вечная музыка». Отличительной чертой произведений композитора является их одухотворённость и возвышенность, глубокая религиозность. Согласно автору «Музыка — величайшее достижение человеческого гения. И она — единственное явление культуры, которое способствует через переживание выработке в людях высоких нравственных качеств». По мнению автора, музыка служит проникновению в самые глубинные уровни внутреннего мира, открытию «Иного мира»в себе, и этот процесс может быть взаимным нравственным совершенствованием как композитора, так и слушателя.

В концертном зале П.И. Чайковского были впервые исполнены произведения композитора «Латинские гимны» и симфония «In Spe». «Латинские гимны» посвящены поэтессе Валерии Любецкой и включают четыре латинских молитвы: Miserere mei, Ave Maria, Salve Regina и Ave maris stella. Произведения написаны в 1989 и 2003 годах, исполняются при участии оркестра струнных инструментов и хора. Музыка очень эмоциональная и взволнованная, ее образы изящные и прекрасные. В полной мере она подходит под определение, неоднократно даваемое критиками для произведений Вячеслава Артемова — «Необыкновенно красивая». Артисты государственной академической хоровой капеллы России им. А.А. Юрлова и Российского национального оркестра виртуозно исполнили произведение мастера, передав всю палитру чувств и красоту музыки.

Симфония «In Spe» — вторая часть трилогии «Заезда исхода» создавалась композитором на протяжении 20 лет и была закончена в 2014 году. Начало симфонии положила идея написания виолончельного концерта для Мстислава Ростроповича. Как говорит сам автор, он «долго подбирался к новой работе, начинал, оставлял, она разрасталась, виолончели оказалось мало — прибавилась скрипка».
В симфонии «In Spe» солируют скрипка и виолончель, и их сольные партии сопровождаются оркестром из множества инструментов — ударных, духовых, струнных, челеста, клавичембало.
Такой состав музыкантов позволяет добиться очень насыщенного звучания, музыка льётся мощным потоком, в ней чувствуются усилие воли и напряженность духа. Бескомпромиссные духовые и ударные, воздушные скрипки создают напряжение и драматизм. А солирующие скрипка и виолончель то спорят друг с другом, то сливаются и вместе поют прекрасную стройную мелодию.

По словам автора, идея произведения — это «преодоление драмы в себе, движение духа через надежду к славе». Эта музыка даёт возможность прикоснуться к прекрасному, она требует духовного напряжения и концентрации внимания слушателя для того, чтобы уловить все оттенки и интонации, окунуться в поток музыки и найти в ней свой глубинный смысл и значение.