Шедевры органной музыки

28 ноября 2017 года на одной из крупнейших музыкальных площадок страны, в большом зале Московской Государственной Филармонии имени П.И. Чайковского состоялся концерт органной музыки. Прошедший под руководством талантливейшего человека, лауреата международных конкурсов, российского органиста, пианиста и клавесиниста Константина Сергеевича Волостнова.

В программе звучали известные произведения Баха, Моцарта, Вивальди, Куперена, Боэльмана, Франка, Гильмана и Дюрюфле.

Ценители органного искусства смогли по достоинству насладиться великолепной музыкальной атмосферой и чудесным звучанием вновь открывшегося после реставрации инструмента. Бывшие в программе сочинения Баха и Вивальди интересным образом связаны с этим органом. Концерт Вивальди ля минор в обработке Баха был включён в программу первого органного концерта в Большом зале, прошедшего 11 апреля 1901 года и сыгранного инициатором установки этого органа — французским виртуозом Шарлем-Мари Видором. А известнейший Хорал из Кантаты No 147 И. С. Баха прозвучал в обработке другого композитора и органиста, выступавшего на консерваторской сцене, — Мориса Дюрюфле. Его же Прелюдия и фуга, посвящённая выдающемуся французскому органисту и композитору Жану Алену, невероятно виртуозная, исполненная трагического и, вместе с тем, победного духа, завершала вечер.

Виртуозное исполнение, нежность, мощь и сила слились воедино в тот момент, когда из-под чутких пальцев органиста звучали: Фантазия Моцарта, струящиеся мелодии Концертов Вивальди, величественные Прелюдии Баха, возвышенные аккорды из Монастырской мессы Куперена.

Создавалось ощущение, что все это играет целый оркестр. Именно эта черта отличает орган от многих других музыкальных инструментов. Он поражает не только своим размером, но величественным симфоничным звучанием. Сидя в сумраке зала, слушая игру мастера, начинаешь настолько тонко

чувствовать музыку, что уносишься далеко-далеко в те давние времена. Перед тобой возникаю размытые, нереальные, почти сказочные образы людей тех эпох. Величественные короли и королевы, пышные убранства нарядов, помпезные дворцы, и соборы. Здесь начинает раскрываться душа художника и приходит вдохновение к поэту. Эта музыкальная программа удивляет своей многогранностью и станет интересна не только ценителям органной музыки, но и практически любому человеку с тонкой душевной организацией и желанием видеть и чувствовать этот мир.

Марина Важнова