Москва. Стало известно расписание Новой Оперы

«Князь Игорь» А.П. Бородин 1 декабря 19:00

Спектакль Юрия Александрова поставлен в 2011 году. По мысли режиссера, главный герой — не победитель, а побежденный: вот почему на всей истории, прежде всего, лежит глубокая трагическая печать.

Музыкальной основой  стала известная редакция А.К. Глазунова — Н. А. Римского-Корсакова. Коллеги Бородина слышали в его исполнении многие эпизоды, которые так и не были зафиксированы в нотной записи. После смерти Бородина Римский-Корсаков и Глазунов завершили оперу и восстановили по памяти многие фрагменты. Однако в ряде случаев последовательность сцен изменена: в частности, увертюра звучит после пролога, а завершается опера Хором поселян. Одна из изюминок постановки — сцена Половецких плясок, в которой хор не только поет, но и танцует.

За дирижерским пультом — музыкальный руководитель спектакля, Заслуженный артист РФ Евгений Самойлов.

«Дитя и волшебство» М. Равель
2 декабря в 15:00 и 18:00

Ярчайший образец стиля Мориса «Равеля», одноактная опера «Дитя и волшебство» (1925) исходит из сюжета, многократно обыгранного в разных культурах: ребенок остается в одиночестве и погружается в параллельную реальность: Неодушевлённое становится одушевленным, игрушки, предметы мебели обретают голоса и истории, и возникает диалог. Автор либретто — Сидони-Габриэль Колетт.

Опера Равеля, с ее отточенным изяществом, детальной прорисовкой персонажей, изысканной оркестровкой, считается квинэссенцией его стиля. Постановка Екатерины Василёвой подчеркивает современность сюжета и прекрасно воспринимается и детьми, и взрослыми. Сочинения идёт на русском языке (перевод Н.П. Рождественской, Л.С. Андреевской-Левенстерн).

Дирижер спектаклей — Василий Валитов

«Севильский цирюльник» Дж. Россини
3 декабря 18:00

В 2016 году исполнилось 200 лет с момента создания шедевра Россини, одной из лучших комических опер всех времен и народов. «Севильский цирюльник» — это удивительная гармония легкости, изящества и тончайшего мастерства. Одним из первых красоту музыки оценил Л. Бетховен. «“Севильский цирюльник” будет исполняться, пока существует итальянская опера», — сказал венский гений, пожимая руку Россини.

Постановка Новой Оперы стала результатом содружества великого эстонского и советского дирижера, Народного артиста СССР, главного дирижера театра Новая Опера в 2006 — 2011 годах Эри Класа (1939 — 2016) и режиссера Элайджи Мошински. Исторически корректная и, в то же время, современная и динамичная, она вызывает ассоциации с киноискусством итальянского неореализма. В финале спектакля, несколько в традициях условного театра, соединяются важнейшие темы оперы — комическая и любовная.

Дирижер — Василий Валитов

«Фауст» Ш. Гуно
5 и 6 декабря 19:00

Самая оперная опера, «Фауст» Шарля Гуно завоевал русские сердца еще в XIX веке. Большой театр поставил первую редакцию в 1866 году, всего лишь через 7 лет после премьеры в Париже.

Без преувеличения, «Фауст» — часть русской и московской оперной культуры. Среди восторженных поклонников сочинения был молодой врач, а затем знаменитый писатель и драматург Михаил Булгаков (1891 — 1940). Опера Гуно — «сквозной персонаж» его творчества; она упоминается, в том числе, и в романе «Мастер и Маргарита».

Новая Опера, располагающаяся в одном из самых «булгаковских» мест старой Москвы, неподалеку от дома знаменитого писателя, поставила «Фауста» в год 150-летия первого московского спектакля и 125-летия со дня рождения Михаила Булгакова. В спектакле режиссера Екатерины Одеговой и драматурга, признанного оперного теоретика и эксперта Михаила Мугинштейна, герои Гёте и Гуно обрели узнаваемые московские черты. Дирижер-постановщик — главный дирижер театра Ян Латам-Кёниг.

Дирижер спектаклей — Андрей Лебедев

«Травиата» Дж. Верди
8 декабря 19:00

Легендарный спектакль, поставленный в 1999 году по опере Дж. Верди в музыкальной редакции Евгения Колобова, — одна из кульминаций авторского театра, каким была Новая Опера при жизни отца-основателя. Режиссером-постановщиком стала Алла Сигалова, однако именно музыкальная драматургия и дирижерские акценты определили смысл, колорит режиссерского и художественного решения (и это оказалось залогом долгой и счастливой жизни спектакля). Не яркие краски — а черный цвет, не романтическая история любви — а трагическая история гибели. Вот почему спектакль начинается и заканчивается смертью Виолетты, а вся её жизнь — отчаянная попытка вырваться из замкнутого круга собственной судьбы. Театр не просто сочувствует Виолетте и Альфреду, он их оплакивает.

За дирижерским пультом — Валерий Крицков

«Саломея» Р. Штраус
9 декабря 18:00

Постановка 2015 года, приуроченная к 90-летию московской премьеры сочинения, родилась в тесном сотрудничестве режиссера-постановщика Екатерины Одеговой и консультанта по драматургии — ведущего историка, теоретика оперы искусства, Заслуженного деятеля искусств России, профессора Михаила Мугинштейна. В постановке Новой Оперы соединяются три источника-мотива: библейский первоисточник, модерн (время автора пьесы Оскара Уайльда и автора музыки Рихарда Штрауса) и зарождающийся экспрессионизм. Это сплетение определяет основные драматургические и визуальные акценты спектакля.

За оформление спектакля «Саломея» лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая маска» сезона 2015 — 2016 стала художник-постановщик Этель Иошпа. За пультом — музыкальный руководитель постановки, лауреат премии «Золотая маска», главный дирижер театра Ян Латам-Кёниг

«Гадкий утенок», «Петя и волк» С.С. Прокофьев
10 декабря в 12:00 и 15:00

Спектакль создан по двум сочинением С.С. Прокофьева. Первое из них — музыкальная адаптация сказки Г.Х. Андерсена — написано в 1914 году для голоса с фортепиано или с оркестром. «Петя и волк» — симфоническая сказка для чтеца с оркестром, созданная в 1936 году. «Мне была важна не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом», — отмечал композитор. Синтез «сюжетной» и «обучающей» составляющих (постепенное знакомство с инструментами симфонического оркестра, оркестровыми тембрами и их сочетаниями) сделало «Петю и волка» одним из лучших «детских» сочинений всех времен и народов. В версии Новой Оперы оба произведения становятся театрализованными музыкальными сказками.

Музыкальный руководитель и дирижер — Василий Валитов

«Четыре короля оперетты» концерт
10 декабря 18:00
14 декабря 19:00

Концерт солистов театра Новая Опера — своеобразный дайджест или путеводитель по четырем опереттам, написанным великими представителями этого жанра: «Орфей в аду» (1858) Жака Оффенбаха, «Цыганский барон» Иоганна Штрауса-сына (1885), «Веселая вдова» (1905) Франца Легара, «Сильва» (1915) Имре Кальмана . В этих сочинениях великолепно отразился не только стиль их создателей, но и этапы развития жанра, основные сюжетно-психологические мотивы оперетт. В их числе любовь и ее метаморфозы, этнографическая тема, пародия (этот аспект особенно заметен в сочинении Оффенбаха).

Каждая оперетта представлена несколькими главными номерами — ариями, дуэтами, ансамблями. Таким образом, зрители знакомятся с основными персонажами и сюжетными линиями.

По форме действо представляет собой театрализованный концерт; симфонический оркестр располагается на сцене.

Дирижер — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» Андрей Лебедев

«Евгений Онегин» П.И. Чайковский
12 декабря 19:00

Музыкальную редакцию оперы осуществил Евгений Колобов. Постановка 1996 года — классическое проявление и высшее достижение авторского театра, каким была Новая Опера при жизни отца-основателя. Евгений Колобов привлёк к работе замечательную творческую команду: в неё вошли режиссёр-постановщик Сергей Арцибашев, сценограф Сергей Бархин, художник по костюмам Элеонора Маклакова, хормейстеры Наталья Попович и Андрей Лазарев. Но именно Колобов стал главным невидимым режиссёром спектакля, определив его основные акценты и общую драматургическую направленность. Евгений Колобов: «Опера «Евгений Онегин» по сути своей — трагедия. Во всяком случае, я так эту оперу слышу, так ее чувствую. Поэтому для меня этот спектакль – как бы Дуэль с большой буквы: Онегина и Ленского, Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны, Татьяны и Гремина… Не случайно у самого Чайковского в первом варианте оперы последние слова главного героя звучали так: «О смерть, о смерть, иду искать тебя!», ими я и заканчиваю свой спектакль».

Дирижер спектакля — лауреат премии «Золотая Маска» Андрей Лебедев

«Риголетто» Дж. Верди
13 декабря 19:00

Совместный проект театра Новая Опера и Савонлиннского оперного фестиваля, спектакль «Риголетто», поставленный в 2000 году, — пример классического вердиевского театра со страстями, слезами, нежностью и коварством, с историческими костюмами и романтическим антуражем. Естественный рисунок, отчетливый драматический рельеф спектакля, яркие мизансцены, — все эти выразительные средства направлены к главной цели — блистательной музыке Верди. Вот почему в разное время в спектакле участвовали не только штатные артисты театра, но и многие приглашенные звезды.«Риголетто» в Новой Опере можно назвать редчайшим событием, сокровенным для всякого меломана. Из ряда тех, что входят в историю и передаются новым поколениям в виде театральной легенды», — строки одной из первых рецензий.

Режиссер — Ральф Лянгбака.

За дирижерским пультом — Заслуженный артист РФ Евгений Самойлов

«Золушка» Дж. Россини
15 декабря 19:00

Традиционный сказочный сюжет Ш. Перро в трактовке Россини превращается в комическую оперу, полную неожиданностей. Вместо мачехи у Золушки появляется отчим, барон Маньифико, вместо феи появляется волшебник Алидоро. В спектакле он же является режиссером-драматургом, который сочиняет сказку у зрителей на глазах и руководит всеми персонажами.

Комическая опера Россини, с её яркими контрастами и превращениями, играет новыми красками в постановке, широко использующей компьютерные технологии. На огромных экранах старая комната с пауками становится фантастическим садом, полным причудливых растений; облака, летящие сквозь двери, мгновенно сменяются изображением кареты, увозящей Золушку на бал. Сценография и режиссура — Виктор Герасименко.

За пультом — музыкальный руководитель спектакля, лауреат премии «Золотая Маска» Дмитрий Волосников

«Тристан и Изольда» Р. Вагнер
16 декабря 18:00

19 мая 2013 года Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова открыл новую страницу истории отечественной музыки: впервые в Москве (и всего лишь в четвертый раз в России) было поставлено одно из труднейших сочинений мировой оперной сцены, опера Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Постановку осуществила интернациональная команда: дирижер-постановщик — главный дирижер театра Ян Латам-Кениг, режиссер-постановщик — Никола Рааб (Германия), художник-постановщик — Джордж Суглидес (Великобритания).

За пультом — музыкальный руководитель спектакля, главный дирижер театра Ян Латам-Кёниг. Именно спектакль «Тристан и Изольда» принес ему «Золотую маску» в сезоне 2012 — 2013 (номинация «работа дирижера в музыкальном театре»).

«Болеро» М. Равель «Кармина Бурана» К. Орф.
17 декабря 19:00

Спектакль Московского государственного музыкального театра пластического балета «Новый балет» соединяет два шедевра музыкального искусства XX века — сценическую кантату «Кармина Бурана» для солистов, хора и оркестра Карла Орфа (1936) и симфоническую пьесу «Болеро» Мориса Равеля (1928), изначально представлявшую собой одноактной балет и созданную для Иды Рубинштейн.

Кантату Орфа на собственное либретто на основе средневекового поэтического сборника и музыкально-хореографический шедевр Равеля сближают особая первозданная энергия и сила, предельные контрасты состояний (от медитативности до экстаза), переданные разнообразными красками оркестра и хора.

В спектакле участвуют солисты, хор и оркестр Новой Оперы. Хормейстер — Юлия Сенюкова. Дирижер первого отделения («Болеро») — Заслуженный артист России Евгений Самойлов. Дирижер второго отделения («Кармина Бурана») — Дмитрий Волосников

«Царская невеста» Н.А. Римский-Корсаков
19 декабря 19:00

Один из последних замыслов Евгения Владимировича Колобова, спектакль «Царская невеста» появился в 2005 году, уже после смерти основателя театра. Но именно Колобов определил основные драматургические акценты спектакля: в частности, он подчеркнул главную, трагическую линию оперы, опустив некоторые арии и ансамбли. «Царская невеста» в Новой Опере — спектакль о страстной, сжигающей всё вокруг себя любви, о страшных контрастах русской души, о Человеке как игрушке в руках Власти. Своего рода духовным камертоном, трагическим знаком всей истории становится гимн Великой Субботы «Да молчит всякая плоть человеча…» в обработке Римского-Корсакова — он открывает оперу, в то время как знаменитая увертюра звучит в качестве антракта между первым и вторым действиями.

Режиссер-постановщик Юрий Грымов известен театральными- и киноработами. И совсем не удивительно, что спектакль полон ярких, почти кинематографических метафор…

Дирижер — Валерий Крицков

«Россини» музыкальный дивертисмент
20 декабря 19:00

В 2017 году отмечается 225-летие со дня рождения одного из самых популярных оперных композиторов, Джоаккино Россини (1792 — 1868). Музыкальный дивертисмент, созданный Евгением Колобовым в 1992 году, к 200-летию со дня рождения великого итальянского композитора, — один из первых спектаклей театра Новая Опера. Он разворачивается как увлекательное путешествие по сочинениям Россини. Слушатели как бы оказываются на дне рождения автора, погружаются в атмосферу веселья и праздника. Музыкальный материал — фрагменты опер (Итальянка в Алжире», «Севильский цирюльник», «Кир в Вавилоне», «Вильгельм Телль»); духовных сочинений («Stabat Mater», «Маленькая торжественная месса»); вокальные миниатюры, среди которых шутливый «Дуэт двух котов» и «Песня ребенка». Дирижер — Заслуженный артист России Евгений Самойлов.

«Ромео и Джульетта» Ш. Гуно

Спектакль французского режиссера, сценографа, художника по костюмам и свету Арно Бернара, во многом, ставший визитной карточкой театра Новая Опера последних лет и получивший сразу 2 премии «Золотая Маска», одна из них — за работу дирижера (Андрей Лебедев). «Гуно по-настоящему верен шекспировскому тексту, его вариант переложения пьесы очень точен. В либретто, на которое опирается композитор, и в его музыке есть та самая жестокость, которая слышится у Шекспира. Суть моего спектакля — восстановить, проявить эту жестокость, заложенную в шекспировской пьесе. Я хочу заставить зрителя понять невероятную любовь Ромео и Джульетты, невозможную в условиях ненависти и жестокости» (Арно Бернар).

Чтобы подчеркнуть главную идею спектакля, Арно Бернар пригласил режиссера боевых трюков из Голливуда Павла Янчика; вместе с командой профессиональных фехтовальщиков он поставил эффектных боевые сцены.

Спектаклями дирижирует Андрей Лебедев

«Гензель и Гретель» Э. Хумпердинк
24 декабря в 14:00 и 18:00

Новая Опера представляет первую премьеру 27-го сезона. «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка (1893) — одна из лучших детских опер, замечательный образец позднего романтизма, произведение соединило «новации психологической драмы Вагнера с богатой жизнью немецкой традиции. Поэтичный союз фольклора и фантастики нашел свою нишу, не заблудившись в лесу мифологии…» (М. Мугинштейн). В Новой Опере сочинение пойдёт под названием, напоминающим о первой московской постановке (Большой театр, 1896), — «Пряничный домик, или Гензель и Гретель». Спектакль создает команда, недавно обогатившая репертуар театра постановками «Саломеи» Р. Штрауса и «Фауста» Ш. Гуно: режиссер-постановщик Екатерина Одегова, художник-постановщик, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» Этель Иошпа и драматург Михаил Мугинштейн.

За дирижерским пультом — музыкальный руководитель спектакля, лауреат премии «Золотая Маска» Андрей Лебедев.

«Любовный напиток» Г. Доницетти
26 декабря 19:00

Новая Опера предлагает один из шедевров музыки бельканто. Музыкальным руководителем спектакля, поставленного в 2007 году, стал прославленный эстонский и советский дирижер, Народный артист СССР, главный дирижера театра Новая Опера в 2006 — 2011 годах Эри Клас (1939 — 2016); режиссером — Юрий Александров. Легенда о волшебном любовном зелье, перекочевавшая из поэмы Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда» в комедию французского драматурга Эжена Скриба (по её мотивам и написана опера Доницетти), получает неожиданную пародийную трактовку. И это открывает новые смыслы: оказывается, не «чудо-напиток», а прежде всего сами люди могут наполнить друг друга эликсиром добра и любви.

Чувства, охватывающие героев оперы Доницетти вечны, как сама жизнь: симпатии, кокетство, соперничество, ревность. Поэтому ситуация «Любовного напитка» могла произойти как на венецианском карнавале несколько веков назад, так и в современном городке…

Дирижер — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» Дмитрий Волосников

«Bravissimo!» Музыкальное действо
27 и 28 декабря 19:00

Идея музыкального действа, впервые представленного в день десятилетия Московского театра Новая Опера, 22 марта 2001 года, принадлежит бессменному главному хормейстеру театра, Народной артистке России, лауреату Государственной премии РФ Наталье Попович. Спектакль создавался при непосредственном участии основателя театра, великого русского дирижера Евгения Колобова (1946 — 2003).

Костюмированный гала-концерт с участием практически всех солистов, хора и оркестра театра — музыкальный коллаж, в котором соединяются фрагменты русских и западноевропейских опер XIX века, популярные романсы, хоровые обработки народных песен, оркестровые переложения Евгения Колобова.

Музыкальный руководитель спектакля — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» Дмитрий Волосников

«OPERA & JAZZ» новогоднее шоу
29 декабря 19:00
30 декабря 15:00 и 19:00
31 декабря 12:00 и 16:00

Новогоднее представление — актуальный синтез классики и джаза. В шутливой дуэли сойдутся оперные арии (Ж. Бизе «Кармен»: Хабанера, Ария Хозе, Цыганская песня, Куплеты Эскамильо, Увертюра, Дж. Пуччини «Тоска» Ария Каварадосси и «Джанни Скикки» Ария Лауретты, П. Чайковский «Евгений Онегин» Ариозо Ленского, Р. Леонкавалло «Паяцы» Ариозо Канио, Ш. Гуно «Фауст» Ария Маргариты, Дж. Верди «Травиата» Ария Виолетты) и Джазовые аранжировки, посягнувшие на «классическую оперную честь» («Don’t play with fire» («Не играй с огнем!»), «Song of the flower you gave me» («Песнь о цветке, что ты мне подарила»), Gypsy swing (Цыганский свинг), Bull shift (Час быка), «Under the starlit sky» («Под звездным небом»), Florence, Florence (Флоренция, Флоренция), Onegin Line (В онегинском стиле), «Swing in the clowns» («Свингуй, Паяц!»), Casta Fiore (Кастафьоре), «Every day I have the booze» («Я пью, все мне мало»).

Классику будут защищать ведущие солисты Новой Оперы и дирижер Евгений Самойлов, со стороны джаза им ответит уникальный кларнетист, саксофонист, аранжировщик, «Бенни Гудмен наших дней» Антти Сарпила вместе с джазовым оркестром