Москва. Бато Дашицыренов, Бальжинима Доржиев, Жамсо Раднаев представят работы на выставке «Степные истории. Продолжение…»

В Музее Востока с 30 июня по 23 июля 2017г. пройдёт выставка «Степные истории. Продолжение…». Галерея «Ханхалаев» представит живопись, графику и скульптуру трёх известных бурятских художников: Бато Дашицыренова, Бальжинима Доржиева и Жамсо Раднаева. Для каждого из них выставка станет первой крупной музейной экспозицией в Москве.

На современной российской арт-карте Бурятия занимает видное место: отсюда родом многие мастера, известные и признанные как в нашей стране, так и во всём мире. Художники-буряты органично сочетают классическую советскую пластическую школу с глубоко укоренёнными народными традициями, смело разбавляя этот микст современными формами и средствами. Бурятский эпос, традиционная культура народов Центральной Азии, её образы и мифология, культ Земли, кочевничество – к этим темам с середины XX века обращаются многие бурятские художники. Образы воинов и борцов, музыкантов и шаманов слагают типичный для современной бурятской живописи и скульптуры видеоряд, в котором, тем не менее, узнаваемы лики творчества каждого из художников.

Бальжинима Доржиев. Юность. 2014. Х.м. 89х120

Искусство Бальжинимы Доржиева погружает зрителя в мифологическое пространство и время. В современном мире подобная форма мышления, сохраняя национальную окраску и верность традиционной тематике, стремится перейти на язык универсальных понятий. Значительное место в творчестве Б. Доржиева занимает также театральное искусство, которому он посвятил многие годы работы в Бурятском академическом театре драмы им. Хоца Намсараева.

Бато Дашицыренов. Воин. 2004. Бронза. 34х24х11
Бато Дашицыренов. Воин. 2004. Бронза. 34х24х11

 

Бато Дашицыренов также признанный театральный художник: долгие годы он работал главным художником мастерских Мариинского театра. Его образный мир заполняет широчайший спектр постмодернистской рефлексии – от бурятских погребальных масок и скифских каменных баб до Магритта. Укрупнённые гипертрофированные головы, как бы заменяющие и подменяющие собой тела, становятся сутью образного выражения.

Жамсо Раднаев. Выставка. 2011 Х.м. 57х63
Жамсо Раднаев. Выставка. 2011 Х.м. 57х63

Живописную гамму Жамсо Раднаева характеризует использование приглушённых цветов в привычной для живописца зелёно-сине-жёлтой тональности. Среди сюжетных приоритетов – активная разработка детской темы, с использованием мягкого народного юмора. Стиль Раднаева можно назвать близким к современному примитивизму.

 

Внесобытийный характер творчества этих современных бурятских художников наполняет иным, более глубоким смыслом пейзажи, портреты, зарисовки простых сценок и спортивных состязаний, выводя их далеко за пределы бытового жанра. Практически каждая работа заставляет человека задуматься над тем, какова роль традиции в современном мире, и в чем заключается феномен национального в искусстве?

Государственный Музей Востока. Москва, Никитский бульвар, д.12а