Хантыйский «Театр берестяных масок» готовится провести в Германии творческую лабораторию

По мнению зарубежных режиссеров, коллективу из тюменского села Казым удалось создать свой  выразительный язык, который вписывается в контекст европейского театрального искусства.

История импровизационного «Театра берестяных масок» началась с желания сохранить единственный древний ритуал на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) C праздник народа ханты «Медвежьи игрища». Благодаря победе в конкурсе «Культурная мозаика малых сел и городов» в 2015 году цели проекта расширились:  появилось стремление не только сохранить культурное наследие региона, но и повлиять на развитие всей территории.

Попытка адаптировать древнюю церемонию к современным реалиям удалась: за два года театр шагнул за пределы села и вышел на общероссийский уровень. Документальный фильм о театре получил специальный приз на международном кинофестивале «Спасти и сохранить» в 2016 году. Кроме  того, благодаря проблеме сохранения ритуала, которую поднял «Театр берестяных масок», власти ХМАО согласились в октябре 2016 года внести «Медвежьи игрища» в реестр нематериального культурного наследия России.

По мнению эстонского режиссера, профессора сценического факультета Эстонской академии музыки и театра Анне Тюрнпу (Anne Türnpu), творчество хантыйского театра может по достоинству оценить европейская публика.

«Сейчас в Европе исчезают границы между профессиональным и непрофессиональным театром. В основе традиционного театра C система Станиславского, это язык, на котором говорят профессионалы. Ханты про него ничего не знают, поэтому выдумали свой выразительный язык, и он получился чудесным. Достаточно посмотреть спектакль «Апщи» («Младший брат»). Это действительно магическая постановка: странная и красивая смесь визуального театра и театра кукол, где у вещей есть душа», C считает Анне Тюрнпу.

Финский режиссер и  театральный деятель Янне Сааракалла (Janne Saarakkala) отметил сильное магическое чувство ритуальности спектакля «Апщи».

«В спектакле «Апщи» лаконично сплелись простота, красота и трансформация. Актеры говорят глубокие вещи простым языком, а световой рисунок делает постановку объемной. При помощи карманного фонарика, одежды и других простых предметов создаются ситуации, которые потрясают. Каждый эпизод очень насыщен, много неожиданных поворотов. Никогда не знаешь, что будет дальше. Умение соединить простоту и трансформацию C для меня это нечто магическое. Было очень сильное чувство ритуальности, как будто мне раскрываются сокровенные тайны коренного народа», C говорит Янне Сааракалла.

О конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сел»

Конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел» проводится с 2014 года Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко при поддержке Министерства культуры РФ. Основная цель C поддержку культурных инициатив российской глубинки. За время его существования финансовую помощь в размере более 100 млн рублей получили 233 инициативы из 63 регионов России: гастрономические, музыкальные и ландшафтные фестивали, театральные гастроли, пешеходные экскурсии, восстановленные промыслы и ремесла, открытые чтения, образовательные программы, выставки и мастер-классы.

Дополнительная информация:

https://www.facebook.com/kulturmosaic/

https://vk.com/kulturmosaic

https://www.instagram.com/kulturmosaic/

 

О Фонде Тимченко:

Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Один из крупнейших семейных фондов в России. Семья Тимченко занимается благотворительностью в России и за рубежом более 25 лет. В 2010 году с целью достижения долгосрочных результатов семейной благотворительности был создан Фонд Тимченко, программы которого реализуются с фокусом на развитии малых территорий. Деятельность Фонда направлена на поддержку активного долголетия, развитие непрофессионального детского спорта, решение проблемы социального сиротства, развитие регионов России средствами культуры, международное гуманитарное сотрудничество. Эти стратегические направления нацелены на системное решение социальных проблем в России, а также способствуют укреплению международных связей. Мы меняем отношение общества к старшему поколению, стремясь улучшать качество жизни пожилых людей в России. Мы обеспечиваем благополучие детей, оставшихся без попечения родителей. Мы развиваем спорт, делая его доступным для каждого, независимо от возраста, физических данных, места проживания и материального достатка семьи. Мы содействуем культурному развитию российских регионов, сохранению российского культурного и исторического наследия. Мы укрепляем культурные и спортивные «мосты» между Россией и другими странами, как основу выстраивания добрососедских отношений. Фонд помогает людям, меняющим к лучшему свою жизнь и мир вокруг себя, и работает ради настоящего и будущего страны.