«Фрекен Жюли». Режиссер Гульназ Балпеисова и молодые артисты Первой студии Театра им. Е. Вахтангова предлагают свое прочтение истории

Неоднозначную и скандальную историю о трагической судьбе юной Жюли воплотила на сцене «Первой студии Вахтанговского театра» режиссер Гульназ Балпеисова, выпускница мастерской Римаса Туминаса.  
 В 1888 году известный шведский драматург Август Стриндберг создал одну из самых неоднозначных своих пьес «Фрекен Жюли». Судьба пьесы была достаточно сложной: издатель отказался печатать ее, мотивируя отказ тем, что она «слишком смелая и слишком натуралистичная». Первое же представление пьесы состоялось частным образом в студенческом обществе и потерпело неудачу, а затем она долгие годы была запрещена цензурой за слишком острую тему и откровенный эротизм. Режиссер Гульназ Балпеисова и молодые артисты Первой студии Театра им. Е. Вахтангова предлагают свое прочтение истории.
 Сюжет пьесы предельно прост: юная графиня остается дома одна в канун праздника Ивановой  ночи. Играя с огнем, она отдается молодому лакею, а потом, после неудачных попыток взвалить на него решение неразрешимых проблем ее существования, следует его полусовету-полуприказу покончить с собой.
Удивить современную публику внебрачной связью, романом между мужчиной и женщиной разных социальных слоев или конфликтом полов практически невозможно. Тогда актуальна ли пьеса сегодня? Какой урок может вынести зритель из этой истории? Что стало причиной трагедии?
Именно в последнем вопросе и кроется ответ. Причина трагедии не только в неразрешимом конфликте полов, а в отсутствии любви у героев вовсе. Они, если и способны на любовь, то просто не знают этого чувства. Тонкой нитью через всю пьесу проходит мертвящая пустота от ее отсутствия.
 У Гульназ Балпеисовой получился пылкий, чувственный, стихийный спектакль. Все действо будто пронизано страстью, а молодым актерам с легкостью удалось раскрыть образы героев. Актеры играют страстно, эмоционально и реалистично.
Художник–постановщик Елизавета Шикуля использовала мрачноватое подвальное помещение максимально эффективно. Сцена разделена на две половины. На первом плане расположена самая обычная кухня с большим столом. Здесь же и происходят главные трагические события спектакля. На этой кухне едят, пьют, скандалят, объясняются в любви, режут настоящее мясо, намекая на то, что без крови дело не обойдется. На нем же совершит свой страшный обряд кухарка Кристина, а главная героиня покончит жизнь самоубийством … Слева от стола — бар для бутылок с пивом и вином, к которым периодически прикладываются герои. На заднем плане в полумраке — большая картина, на которой изображена красивая и величественная женщина (позже мы поймем, что это мать главной героини). Рядом — огромное зеркало и несколько диссонирующая с живописным полотном задернутая белой занавеской ниша, где состоится грехопадение героев спектакля. На этой кухне и пересекаются судьбы людей, разных не только по социальному уровню, но и по внутреннему существованию.
Три жизни в одночасье переплелись. Тогда стали обнаруживаться те самые «скелеты, живущие в шкафу» каждого человека, скрытые от посторонних глаз. В эту ночь открываются неожиданные факты хозяйки дома. Оказывается фрекен имеет простое происхождение по материнской линии, родительница привила ей нетипичные для высшего общества нравы; Кристина буквально бредит верой, считает ее высшим благом, во имя достижения коего готова на самые страшные, чудовищные жертвы; Жан – жестокий, нечестный человек, ради достижения личной цели готовый абсолютно на все.
Жан (Павел Попов), молодой, стройный, атлетически сложенный красавец, умный, активный, предприимчивый и амбициозный, оказывается меж двух огней. С одной стороны, он находится в интимной связи с кухаркой Кристиной и, вроде бы, собирается на ней жениться. С другой – уже давно, чуть ли не с детства, неравнодушен к фрекен Жюли, на которую теперь работает.
Павлу Попову удалось с поразительной точностью воплотить образ карьериста. Его герой  не остановится ни перед чем, ради продвижения вверх по социальной лестнице. Здесь, как на войне, все средства хороши. Обмануть? Украсть? Унизить, ради достижения цели? Без проблем! Главное для него – деньги, успех, общественное положение. Жана влечет к Жюли совсем не любовь, а желание раба поквитаться со своим хозяином.
 Образы госпожи (Полина Кузьминская) и служанки (Яна Соболевская) противопоставлены друг другу.
Первая – утонченная красавица Жюли — одета в роскошные наряды, воспитана и образована. Мировоззрение ее современно, что является особенностью воспитания.
Вторая зарабатывает себе на пропитание постоянным физическим трудом, на уход за собой ни времени, ни средств, ни желания у нее не остается. Кристина очень религиозна, ее вера доходит до фанатизма, граничащего с безумием. Эта героиня во время горячей, страстной молитвы занимается самобичеванием, оставляющим на ее коже глубокие кровавые рубцы.
Полине Кузьминской блестяще удалось показать развитие своего персонажа. Спокойная, роскошная, лощеная, уверенная в себе, властная в начале, фрекен Жюли после некоторого происшествия становится нервной, испуганной, по-детски беспомощной. Призрачные обстоятельства постепенно приобретают все более четкие очертания, уничтожая ее моральные устои, принципы, идеалы.
Потрясающая игра  Яны Соболевской в роли служанки заставляет зрителя неотрывно следить за действиями персонажа  и искренне сопереживать героине. К концу пьесы ее жизненная позиция становится все менее устойчивой, эмоциональная стабильность – более прозрачной. Исступленная молитва будто бы кажется ей достаточной расплатой за грехи, которые, как она уверена, будут ей отпущены в церкви. На деле же она, скорее всего, понимает, что никакое покаяние ее не спасет, но обретает уверенность в своей правоте и уже прощает себя сама и практически дает себе право вершить чужую судьбу.
Фрагмент плача Дидоны из оперы Г.Перселла «Дидона и Эней» звучит все время, пока Кристина находится наедине со своими мыслями. Кажется, что она сама что-то или кого-то оплакивает. Быть может, себя? Свою жизнь? Будущее, о котором она грезила? Мечты? Надежды? Иллюзии?
Что стало причиной трагедии?  Неразделенная любовь? Нет, отвечает сам автор пьесы: «Трагическую судьбу фрекен Жюли я мотивировал рядом обстоятельств: изначально материнские инстинкты; неправильное воспитание отца; пробудившаяся природа; влияние жениха на слабый выродившийся мозг… И, наконец, случайность, столкнувшая героев в одной комнате, плюс накаленная отвага соблазнителя».  Мать девушки, питавшая отвращение к браку, но вышедшая за ее отца и всю жизнь, мстившая ему за нелюбовь к нему. Несчастной фрекен Жюли не досталось материнской любви: «Я появилась на свет, насколько могу судить, вопреки ее воле» . Потом мать научила ее презирать и ненавидеть мужчин — «И я поклялась, что никогда не стану рабой мужчины» . Эта «наука» разрушила помолвку девушки с ее женихом и толкнула ее в постель к слуге — к человеку, который с точки зрения матери просто не являлся мужчиной.
Гостила ли вообще любовь в этом доме? Может быть, мы найдем ее у еще одного персонажа пьесы — кухарки Кристины, не оторвавшей еще, в отличие от юной графини и лакея, свои корни от народа? Если судить по ее словам, она всерьез пытается жить моральной, добропорядочной жизнью. У нее есть своеобразная гордость и чувство собственного достоинства. Ей нравится Жан, она не прочь выйти за него замуж — но любит ли она его? Ответ на этот вопрос со всей очевидностью появляется в ее планировании будущей семейной жизни с Жаном. «Пора бы тебе приискать себе что-нибудь, раз мы собираемся пожениться», — говорит она ему. — «Можно в швейцары наняться или куда-нибудь на фабрику в стороне. На казенных хлебах не больно разъешься, зато вернее они, да и пенсия жене и детишкам положена». Прекрасная мысль — пожениться. Да, одним из самых распространенным воплощением любви является брак, когда любящие люди соединяются в желании жить вместе, вести хозяйство, делит невзгоды и радости, растить своих детей.  Но о чем думает Кристина, строя свои планы насчет пенсии, положенной ей в случае утраты кормильца (то есть смерти мужа)? О том, что смерть мужа (но любимого ли человека?) не должна повлиять на ее материальное благосостояние. И только!
       Вовсе не неразделенная любовь является причиной произошедшей перед нашим взором трагедии — а почти полностью отсутствующая любовь, в нежелании понять друг друга, в вечном конфликте мужчины и женщины.
Ольга Татаринова