Brass Days сделал решительный шаг вперёд. Концерт-закрытие привлёк небывалый интерес публики

ab9b0a820e2dfa2f70e60a5cf46b02801Концерт-закрытие привлёк небывалый интерес публики, которая посчитала его лучшим за всю историю фестиваля.

Когда при входе в Московскую филармонию у прохожих спрашивали «лишний билетик на Brass Days», не многие cразу понимали, о чём речь. В Концертном зале имени Чайковского камерным оркестром Musica Viva дирижировал Джулиано Кармильона — венецианский скрипач, сменивший исполнительские приоритеты в 90-е при любви публики и агентств (успешные россияне страстно стремились услышать его интерпретации музыки Вивальди и Джардини этим ноябрьским вечером).

Те, кто понимал, что в соседнем Камерном зале тогда же закроется фестиваль медного духового искусства, растерянно останавливались и загадочно улыбались: среди слушателей Brass Days давно нет случайных людей. Заполнить места на концерте духовиков — уже не проблема. Закрытие фестиваля этого года не смогло усадить всех желающих, так что любители и ценители смирно стояли в проходах и комфортно располагались на ступеньках.

Успех заключительного концерта, названного «Брасс–эскизы», предопределил выбор программы, в которой лёгкая музыка соседствовала с серьёзной. Как водится, лучший приём вызвала Pop suite Фракенпола, чем переложение Девятого контрапункта из «Искусства фуги» Баха у «Брасс-солистов России» — слишком доступны американские танцевальные ритмы и сложно устроена немецкая полифония. Тем более, когда её исполняют на медных духовых инструментах, пусть и более чем достойно.

Публика радостно встретила «Выставку» Тулла — части сюиты выстроились в стройную концепцию с яркой контрастностью соседних разделов. Точной интонационностью удивило бы исполнение брасс-квинтета Яна Куцира, но в третьей части музыканты расслабились и расстроились. Позже, «на бис» удалось «подчистить» и общее звучание, и детали.

Квинтет духовых обрамлял малые формы: соло, дуэты и трио, в которых раскрылись разные индивидуальности музыкантов. Своё мастерство продемонстрировали все, кроме трубача Александра Бахарева, в произведениях разных жанров ХХ столетия.

Необычайно легко справился валторнист Станислав Давыдов с техническими сложностями в Дивертисменте Франсе. Во многом потому, что держала единый темп Ирина Красотина (фортепиано), сопровождение которой было больше, чем аккомпанемент солисту. То же можно сказать о пианисте Якове Кацнельсоне, фортепианная партия которого в Концертном гавоте Зутермайстера поразила тонкой нюансировкой и ясным туше. Трубач Владислав Лаврик, казалось, играл «с запасом», эмоционально импровизируя с помощью написанной музыки швейцарского композитора. Как выяснилось после концерта, он остался не во всём собой доволен.

Пожалуй, что артистичнее других выступил тубист Роман Кочергин. В ансамблях у него нет захватывающих партий, он держит «основу», выстраивая структуру сочинений. «Пушинка» Бодсвика подарила ему уникальную возможность сыграть законченную мелодию и прихотливые ритмические рисунки. Яркие тембральные свойства инструментов, наряду с изысканными ритмоинтонациями, по-видимому, прочувствовали и Аркадий Старков (тромбон), Екатерина Грашина (рояль) и Денис Петрунин (ударные). Работая над «Ребелионом» Раша, им пришлось преодолеть стереотипы мышления, погрузившись в современную музыку американского автора, основанную на индийском фольклоре. Надо сказать, что итоговый результат превзошёл даже самые смелые ожидания.

По мнению слушателей, последний концерт Шестого фестиваля медного духового искусства Brass Days вышел лучше, чем все заключительные в предыдущие пять лет. Уже ясно, что география «медного смотра» расширится, а его программы станут насыщеннее. То, что случится в следующем году, почти сложилось (готовиться к новому фестивалю начинают за год). А насколько решительным будет продвижение вширь и вглубь, можно будет сказать уже в конце этого концертного сезона.