С 3 по 8 ноября Гете-Институт в Москве проводит в четвертый раз свой собственный кинофестиваль «BLICK ’16. Mузыка в кино»

7547800396882561Кино нельзя представить себе без музыки. Как ни один другой жанр, кино живет взаимосвязями движения, звука, голоса и музыки.
В рамках кинофестиваля нынешнего года, который называется «Blick’16. Музыка в кино» и который проводит Гёте-Институт, на вопрос о значимости музыки ответить легко. Она занимает центральное место – она и сюжет, и протагонист. Наша программа документальных и игровых фильмов раскрывает самые разные музыкальные культуры – от кубинской музыки сон в фильме Вима Вендерса «Buena Vista Social Club» (1999) до хеви-метала и рока в документальном фильме Норберта Хайткера «Рок-апокалипсис» (2013), от наполненных энергией музыкальных сообществ, находящихся под влиянием одновременно Востока и Запада, о которых рассказывает Фатих Акин в своей работе «По ту сторону Босфора» (2005), где он следует за главным героем – бас-гитаристом группы «Einstürzende Neubauten» Александром Хаке, до витального многообразия немецкой фольклорной музыки в увлекательной документальной ленте Арне Биркенштока и Яна Тенгелера «Звук Родины – Германия поет» (2012).

При этом на первый план выходят разные аспекты. Музыка становится выражением жизненной энергии, объединяющим началом, особым видом «родины» или знаком принадлежности к определенной группе. И в каждом из подобных общественных контекстов у нее появляется явный, читаемый смысл – и тогда она оказывается уязвимой, доступной для политических манипуляций. Именно так в перекрестье прицела гитлеровской национал-социалистической расовой политики попали участники вокального ансамбля «Комедианты-музыканты». Одноименный игровой фильм Йозефа Вильсмайера 1997 года отображает не только конфликт группы с режимом, но и конфликт внутри группы – она слишком долго не хотела отдавать себе отчет в том, как менялась политическая ситуация в тогдашней Германии. «Соло Санни», последний игровой фильм Конрада Вольфа – пожалуй, самого значительного режиссера ГДР – выводит на сцену поп-певицу Санни – героиню, не готовую приспосабливаться, не желающую жертвовать своей личной мечтой о счастье в пользу коллективных представлений о нем. А только что вышедший документальный фильм «Малийский блюз» Лутца Грегора показывает, как богатая музыкальная среда этой западноафриканской страны, которую часто называют колыбелью блюза и джаза, разрушается под натиском исламистов – и как увлеченные своим делом музыканты ему противостоят, при помощи своей музыки выступают за религиозную свободу в Мали.

Фестиваль откроется немым фильмом Вальтера Руттмана «Берлин. Симфония большого города» (1927), кинопортретом Берлина 1920-х годов, где «энергия движения городского организма» уплотняется в кинематографическую симфонию: медленное пробуждение города, суета дня, запечатленная режиссером при помощи многочисленных коротких планов, и вечернее угасание. Показ фильма пройдет в сопровождении живой музыки – в новой интерпретации известного московского джазового музыканта Сергея Летова. В рамках фестиваля состоится и еще один концерт – после показа своего фильма его сыграют Ян Тенгелер и Арне Биркеншток.

Прежде всего молодым зрителям адресованы игровые фильмы «Фанатки на завтрак не остаются» Марка Ротемунда (2010) и «Системная ошибка – Когда Инге танцует» Вольфганга Грооса (2013), где сошедший со сцены исполнитель рок-н-ролла Петер Краус, кумир молодежи конца 1950-х – начала 1960-х годов, с меткой самоиронией исполняет роль старшего друга и дает молодому музыканту советы о том, как нужно строить карьеру.

Особенность фестиваля «Blick» этого года – возможность в дополнение к фильмам основной программы посмотреть тематическую подборку игровых и документальных картин в «Синематеке», говорится в публикации на сайте Гёте-Института в Москве.