О пластическом спектакле хореографа Сергея Землянского «Жанна д’Арк» в Московском театре им. Пушкина

image002Не найдётся ни одного человека, который хотя бы краем уха не слышал легенду о национальной героине Франции – Жанне д’Арк. Её жизнь и судьба окутана мистической дымкой: кто-то представляет её сумасшедшей еретичкой, которая противопоставила себя Священной Церкви, кто-то причисляет Жанну к Лику Святых. Но, без сомнений, она является выдающейся личностью, о жизни которой историки будут спорить веками, а драматурги и поэты воспевать в своих произведениях и постановках. Об одной такой любопытной постановке  я и хочу сегодня рассказать. Речь идёт о пластическом спектакле хореографа Сергея Землянского «Жанна д’Арк», поставленном в Московском театре им. Пушкина.

image003

В последнее время драматические театры вынуждены прибегать к поискам новых форм, ибо многих современных зрителей удивить весьма сложно, а заставить мыслить – задача из разряда фантастики. Но какого бы возраста, национальности и профессии зритель ни был, его всегда будут волновать вечные темы: любовь и дружба, сила человеческого духа, истина и, напротив, —  подлость, ложь, предательство. По моему мнению, Землянскому удалось воплотить эту удивительную историю, используя лишь пластическую выразительность артистов и символику. Спектакль создан на основе пьесы Бернарда Шоу – «Святая Иоанна», где Жанна предстаёт перед нами не романтической барышней, а «истинной дочерью земли – с крестьянской трезвостью и упрямством, со свободным от всякого преклонения или высокомерия нравом».

image004

Жанна энергична, воинственна, решительна и до наивности свято верит в короля и Францию. Однако на её бесконечную преданность, король отвечает предательством. Жанна не провидица, она — человек в высшем смысле слова, твёрдо знающий, что нужно делать для спасения своей страны. В спектакле мы видим её не как мистическую Деву, а как сообразительную девушку, наделённую необыкновенной силой духа и физической выносливостью. Главную героиню сыграла Анастасия Панина. Нельзя не восхититься её игрой. Она, несомненно, была «королевой бала». Любой артист понимает, что действовать, не используя слов, намного сложнее и энергозатратнее. Великолепное исполнение трудных акробатических трюков требует смелости, профессионализма и сильной воли, что и продемонстрировала актриса. Ей удалось развитие роли: от наивной крестьянки, которая чувствует свою силу, но не понимает своё предназначение, до решительного воина, сознательно выбирающего смерть. В итоге Жанна оказывается самой мужественной среди окружающих её мужчин. С гордо поднятой головой, она несёт свой крест до конца.

Спектакль «Жанна д’Арк» — это страшный и пугающий ритуал. Землянский погружает в суровую эпоху Средневековья, и зритель сразу ощущает холодное смрадное дыханье этого времени.  Но режиссёр решил использовать необычный ход: он сделал спектакль весьма футуристичным, дабы показать актуальность событий. Одежда персонажей, образы, декорации – все они выполнены в иссиня-чёрных, кроваво-красных и белоснежных тонах. С помощью декораций и костюмов Максима Обрезкова, музыки Павла Акимкина и светового решения Александра Сиваева создаётся неповторимая драматическая атмосфера, которая пугает, но, одновременно с этим, завораживает, заставляя внимательно наблюдать за действием.

Открывается занавес. Перезванивают колокола. На сцене, одетые во всё чёрное, люди, которые, как черти в аду, носятся и извиваются, издавая мерзкие звуки. И среди них стоит девушка в белоснежных одеждах. Зритель сразу понимает, что это Жанна. Её образ целомудрен и чист. Она устремляет взгляд ввысь и видит посланницу небес, которая передаёт ей меч. Жанна, как всякий ребёнок, начинает хохотать, бегать и играть с этим грозным оружием. Меч – это символ её предназначения, её судьба. Конечно, в тот момент дитя не подозревало, что в конце пути её ждет смертельный костер на городской площади Руана.

На протяжении всего спектакля мы видим яркие динамические сцены. Страсть, боль, ненависть, вера и надежда – всё воплотилось в искусной игре актёров. Средневековая музыка в сочетании с танцами, акробатикой и сильной энергетикой, которая волнами разливалась по залу, — всё это создавало особую атмосферу. Несмотря на то, что бои были символические, выглядели они правдоподобно. Цепляли взгляд резкие, экспрессивные и одновременно пластичные движения танцоров. Образы жестоких, как бы картонных инквизиторов внушали тревогу, ощущение надвигающейся опасности, а затем ужас и гнев. Поэтому они и картонные, что дело против Жанны сфабриковано. Нельзя не отметить Владимира Григорьева, в роли инквизитора. Он тоже марионетка, которой управляет Священная Церковь. А чего только стоит струящаяся красная ткань, которая выглядит точь-в-точь, как огонь. На протяжении всего театрального действа зритель испытывал целую гамму противоречивых эмоций. Перед ним предстала Столетняя война в современной интерпретации, что всё же было не в ущерб эмоциональной глубине. Это представление нельзя назвать традиционным спектаклем. Пожалуй, в нём смешалось несколько направлений. Это и театральная игра, и цирковое шоу, и нестандартный балет, — всё слилось в едином живом организме. Такой оригинальный симбиоз – несомненно, смелое решение Сергея Землянского. Конечно, желательно перед просмотром пластического спектакля, одним глазком заглянуть в хроники того времени, чтобы понимать происходящие исторические события.

image001

Несмотря на трагичный конец, режиссёр оставляет маленький лучик надежды, символом которого служит голубая лента. Она же сопровождает героиню на протяжении всего действия: будь она на войне или в темнице. Голубая лента – это символ веры, чистоты, непорочности, а также благословения свыше. Увы, такие исключительные личности не живут долго на этом свете. Они выше этого мира. Они великие мученики. Они отстаивают правду – хотя людям правда не нужна. Но истина всё-таки пробивает себе дорогу. Эта история повествует о том, что все усилия Орлеанской Девы прошли не зря, что они поменяли ход событий. На сегодняшний день нет человека, который бы не знал и не восхищался её подвигом. И спектакль театра им. Пушкина – ещё одно тому подтверждение.

Ольга Татаринова