Великолепная восьмёрка

Андрей Осипов
II Международный кинофестиваль «8 женщин».

8 апреля в Москве, в Центральном Доме журналиста открылся II Международный кинофестиваль «8 женщин».

Цифра «8» для фестиваля неслучайна. В программе 8 полнометражных и 8 короткометражных игровых фильмов, 8 документальных и 8 анимационных фильмов, созданных  женщинами-режиссёрами. Жюри состоит из 8 человек: кинорежиссёра Валерия АХАДОВА; композитора Андрея БАТУРИНА; поэта Владимира ВИШНЕВСКОГО; продюсера Анатолия ГОЛУБОВСКОГО; режиссёра анимации Антона ДЬЯКОВА; режиссёра- документалиста Андрея ОСИПОВА; киноведа Елены СТИШОВОЙ; писателя, Эдуарда ТОПОЛЯ. Победители кинофестиваля получат призы в 8 номинациях. Кроме того, как отметил продюсер фестиваля Игорь Степанов, в этом году по китайскому календарю Новый Год начался восьмого числа и это означает новую, счастливую эру, благоприятную для всех начинаний.

Игорь Степанов

А ещё 8 апреля по традиции отмечается День российской анимации, поэтому фестиваль начался именно с мультипликационной программы. Был показан первый анимационный фильм, сделанный  в России в 1912 году. Зрители смогли увидеть отреставрированную версию мультфильма  Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или борьба усачей с рогачами».  Этот мультфильм  очень подходит к тематике женского кинофестиваля – его герои жуки-усачи воюют с жуками-рогачами из-за прекрасной дамы, царицы жуков рогачей Люканиды. Также на открытии была продемонстрирована конкурсная программа современных российских мультфильмов,  созданных  женщинами-режиссёрами.

Елена Стишова, киновед, член жюри фестиваля: «Поскольку мы с вами живём в социуме, то какой бы фильм ни делался, гендерная проблематика там присутствует. Другое дело, осмысляет ли её автор, или нет. Но наша задача – это увидеть, осмыслить и отрефлексировать. Этому посвящена конференция, и я думаю, что с коллегами по жюри мы тоже будем рассуждать на эту тему».

Зрители II Международный кинофестиваля «8 женщин».

Андрей Осипов, режиссёр, член жюри фестиваля: «Трудно сказать, отличается ли, кино, которое сняли женщины, от мужского. Фильмы Татьяны Лиозновой, Ларисы Шепитько, Киры Муратовой. Наверное, есть какой-то особый взгляд, может быть более сосредоточенный, действительно взгляд женщины. Часто приходится встречаться со зрителями, со студентами, мы много говорим о документальном кино и я всегда в итоге выхожу на цитату канадского режиссёра Сары Полли. Она сказала: «Реальность – это не то, что нас окружает, реальность – это то, во что мы верим». И вот от этой фразы, которая мне очень близка, часто заводится, продолжается разговор. Потому что документальное кино это что, фиксация или преображение? Конечно же, это изменение. Каждый режиссёр, рассказывая об одной и той же теме, всё равно сделает по-разному. Не говоря уже о женском взгляде, особом, то ли на уровне материнства, то ли на уровне другого мышления. Поэтому очень любопытно посмотреть на этом фестивале действительно женское кино. А в последнее время вообще какой-то бум фильмов, сделанных женщинами. Когда с экрана идут эмоции, в нас происходит что-то новое, кино нас меняет, открывает в нас что-то, доселе неизвестное. Если кино является авторским и не расходится с жизнью автора, человека. И вот когда есть это единство, возникает эта связь второй реальности с первой. И часто, когда свет зажигается в зале, просто не хочется выходить из реальности кино. Ради вот этой тайны, этих переживаний, этого познания себя, мне кажется, стоит и делать кино, и его смотреть. А тем более — кино женское».