Песня о далёкой Родине

Фильм Родина. Постер
Фильм Родина. Постер

15 октября в прокат выходит фильм режиссёра Петра Буслова «Родина». Это горькое и трагическое кино о потерявшихся во времени людях, которое оставляет чувство глубокой безысходности.
Действие картины происходит в Индии, в таком любимом нашими соотечественниками Гоа. Сюда многие бегут из России от своих проблем, долгов, неудач, кризисов, бегут от себя, в конце концов. Но горькая правда заключается в том, что от себя-то как раз убежать и невозможно, на какой бы край света ты не забрался.
«Родина» — это калейдоскоп судеб, историй, человеческих трагедий. Девушка Ева бежит сюда, поругавшись с отцом-олигархом. Красотка Кристина приехала на отдых с мужем Алексеем и именно здесь услышала от него горькие, бьющие наотмашь слова «я не люблю тебя». Макар из Новосибирска здесь в поисках истины. Два столичных отморозка просто отдыхают, не задумываясь ни о чём, главное удовлетворить свои физиологические потребности. Есть и серьёзные люди, занимаются бизнесом, который связан, в основном, с наркотиками. В общем, разные здесь люди. Нет только счастливых. Потому что по Буслову выходит, что счастья обрести вдалеке от Родины невозможно. Но беда-то заключается в том, что и на родных берегах нет счастья. Недаром ни один из героев туда совсем не стремится и одна мысль о возвращении на Родину приводит их в ужас.

Кадр из фильма Родина
Кадр из фильма Родина

«Для того чтобы снять этот фильм мне самому пришлось стать частью Гоа коммьюнити, частью Goapeople, — рассказывает Пётр Буслов. — Услышал много разных историй и легенд. Сожжённые паспорта на закате, дети, сбежавшие от родителей, бодигарды, ставшие учителями йоги, бизнесмены и толстые банкиры, ставшие вегетарианцами, сбросившие с себя оковы социума и оставшиеся здесь навсегда. Они как будто стирали свою предыдущую жизнь, и начали здесь новую». Отсюда и структура фильма – отсутствие как такового главного героя, в фильме их несколько. Несколько персонажей-характеров, оказавшихся в одно время в одном месте, их судьбы переплетены. Количество разноплановых героев позволило мне создать картину, которая рассказывает о времени , реальности, чувствах и переменах которые волнуют меня, и которые должны найти отклик у современного зрителя… Кто-то крутит огненные пои, кто-то лечит людей, кто-то просто читает мантры, кто-то делает творог на продажу, а кто-то открыл свой рыбный ресторан. Кто-то встречает первые лучи солнца, делая сурьянамаскар, а кто-то только возвращается с транс-пати. Другой противоречивый мир, о котором вам не расскажет ни один гид, ни один путеводитель. Фильм не про туристов и не про русских, которые бегут со своей Родины, в надежде где-то обрести себя. Фильм о том, что в жизни каждого возникнет вопрос: «Что есть правда?».

Кадр из фильма Родина
Кадр из фильма Родина

В фильме «Родина» нет положительных героев. Ни одного. Ни один персонаж не вызывает даже малейшего сочувствия. Уж не знаю, сделал ли режиссёр это намеренно, или просто так получилось. Но в целом картина представляет собой какой-то парад нравственных уродов, которые в лучшем случае могут сказать в своё оправдание фразу из первого, самого удачного фильма Петра Буслова «Бумер» — «не мы такие, жизнь такая». Но если в персонажах «Бумера» при всей их негативности было определенное обаяние, то у всех героев «Родины» оно отсутствует напрочь.
Видимо сбой здесь произошёл уже на уровне сценария. Только так, думается, можно объяснить то, что практически ни у одного героя нет хорошо прописанной истории, их поступки вызывают недоумение, и совершенно непонятно, почему они стали именно такими. Остаётся только догадываться. Конечно, хорошие актёры, такие, как, например, Андрей Смоляков (он играет олигарха, отца Евы) стараются как-то вдохнуть жизнь в своих героев, наполнить их образы хоть каким-то смыслом. Но в целом вопросов гораздо больше, чем ответов. Хотя изначально задумка была очень неплохая, тема интересная, и при более удачном воплощении могло бы получиться хорошее кино.
Александра ИВАНОВА