О людях из «прекрасной эпохи»

Конец прекрасной эпохи
Конец прекрасной эпохи

1 октября в прокат выходит фильм Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи». За основу режиссёр взял повесть Сергея Довлатова «Компромисс».
По сути дела, это первая настоящая и полноценная экранизация произведения Довлатова. Есть ещё, правда, фильм 1992 года «Комедия строгого режима». Но там режиссёры Владимир Студенников и Михаил Григорьев взяли лишь небольшой эпизод из довлатовской повести «Зона» (о том, как в колонии к 100-летию Ленина ставится спектакль, и роль Ильича играет матёрый «зэк»), и обошлись с ним несколько вольно. Хотя фильм получился неплохой, с блистательным Виктором Сухоруковым в главной роли.

Станислав Говорухин. Конец прекрасной эпохи
Станислав Говорухин. Конец прекрасной эпохи

Станислав Говорухин тоже позволил себе экранизировать «Компромисс» не буквально, и не все «компромиссы» вошли в фильм, а только те, что близки режиссёру, и один из героев перекочевал сюда из «Зоны» (милиционер в исполнении Сергея Гармаша), а что-то взято и из «Соло на ундервуде». Но в целом это абсолютно довлатовское кино – по духу, атмосфере, светлой грустинке и улыбке сквозь слёзы.
Режиссёр сам человек из того времени, и, по его собственному признанию, начало его творческого пути очень совпадает с тем, что переживал автор «Компромисса». «Я тоже работал в газете, приходилось много врать, — рассказывает Станислав Говорухин. – И когда я первый раз прочёл «Компромисс», я просто ахнул, настолько всё было знакомо». Впрочем, абсолютно то же самое могут сказать о себе все газетчики тех лет. Поэтому так милы узнаваемые детали: кофр фотокорреспондента Жбанкова (именно с такими кофрами советские фотокорры колесили по просторам страны), обстановка в редакции, разговоры, тот самый газетный, редакционный колорит – всё в картине Говорухина предельно достоверно.
А начинается фильм с чёрно-белой хроники, знаковые события той «прекрасной эпохи». Полёт Юрия Гагарина, Бэла Ахмадуллина читает свои стихи, Ван Клиберн играет Первый концерт Чайковского на конкурсе в Москве, поют свои песни молодые Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Хроника заканчивается, начинается игровая часть, но ощущение хроникальности остаётся, потому что картина снята в чёрно-белом формате.
Молодой, талантливый журналист Андрей Лентулов едет в Таллин, устраивается там на работу в газету, и начинается череда его смешных и печальных «компромиссов». Почему режиссёр дал своему герою другое имя? Станислав Говорухин всячески подчёркивает, что это не биографический фильм о Сергее Довлатове. Это портрет того времени и рассказ о том, как хорошим, умным, талантливым и внутренне свободным людям жилось тогда.

Конец прекрасной эпохи. Кадр фильма
Конец прекрасной эпохи. Кадр фильма

Прекрасен и точен подбор актёров. Колоритный Борис Каморзин в роли редактора эстонской газеты Генриха Францовича. Восхитительный Дмитрий Астрахан в роли журналиста Миши Шаблинского. Замечательный Фёдор Добронравов в роли фотокорра Жбанкова. Утончённая Светлана Ходченкова в роли Марины, возлюбленной главного героя. В главной роли Иван Колесников, который точно создал образ героя, журналиста Андрея Лентулова. Немного отстранённого, бесшабашного, ироничного, талантливого.
У Станислава Говорухина получилась очень светлая, лиричная картина, передающая атмосферу того времени. Она о тех людях, той, уже ушедшей навсегда, журналистике, и о тех человеческих взаимоотношениях. Тоже уже во многом утраченных. И после просмотра фильма возникает непреодолимое желание снова перечитать остроумные и мудрые произведения Сергея Довлатова.

Автор:

Александра Иванова, киножурналист
Александра Иванова, киножурналист

Александра Иванова

(pressa-kino@mail.ru)