Третьяковская галерея сменила директора

direktor_420_270Ирину Лебедеву уволили с должности директора Третьяковской галереи по указанию Минкультуры РФ (учредителя) из-за множества претензий к ее работе, сообщает пресс-служба Минкульта РФ.

Претензии к Лебедевой организационные: строительство нового корпуса затянуто, смета на него гораздо выше реальной, обстановка в здании музея некомфортная.

Директором Третьяковки назначили Зельфиру Трегулову, перешедшую на эту должность с поста главы музейно-выставочного объединения РОСИЗО.

Министр культуры Владимир Мединский встречался в музее с обоими директорами, и все официальные документы уже подписаны.

Трегулова возглавляла музейно-выставочный центр РОСИЗО с 2013 года. На заседании коллегии Минкультуры в конце января рассматривалась деятельность центра и подводились промежуточные итоги его работы, которые были высоко оценены министром культуры. Например, в прошлом году активизировалась выставочная деятельность при участии РОСИЗО — кроме собственных 30 экспозиций, там занялись созданием виртуальных музеев, продвижением региональных и международных проектов. Среди них — «Палладио в России. От барокко до модернизма» в венецианском Музее Коррер и ретроспектива Казимира Малевича в лондонской Тейт Модерн.

До музейно-выставочного центра Трегулова работала в должности заместителя директора Музеев Кремля на протяжении 11 лет. В течении этого периода были организованы множество выставок декоративно-прикладного искусства и моды совместно с крупнейшими мировыми музеями, такие как «Сокровища оттоманских султанов», «Искусство Рене Лалика», «Пуаре — король моды», «Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла II».

Кроме того, Зельфира участвовала в создании выставок для Фонда культуры «Екатерина», экпонированных в Монако и России: «Бубновый валет» и экспозиция «Видение танца», посвященная дягилевским сезонам.

Ирина Лебедева считается крупнейшим специалистом в сфере авангарда. Она работала в музее с середины 1980-х, начиная с должности простого научного сотрудника. Перед тем, как возглавила музей, она 4 года была заместителем по науке предыдущего директора Валентина Родионова.

Первые годы руководства Лебедевой о музее заговорили, как о  разногласиях в коллективе. А в 2011 году в сети засветилось анонимное письмо о коррупции руководства музея и о планах распродажи коллекции. Лебедева причиной этой ситуации назвала конфликт поколений и неприятие нововведений частью коллектива.

При директорстве Лебедевой обсуждались планы о возможности сноса Центрального дома художника, где выставляется часть музейной коллекции и проходят большие временные выставки. Тогда она активно лоббировала отдельное здание у галереи для показа искусства ХХ века. Также пое ее руководством был создан попечительский совет, проведена реформация лектория и организация нескольких десятков выставок в России и за рубежом. Самые крупные из них — «Святая Русь», которую после Москвы повезли в Лувр, «Видение танца. К столетию Дягилевских сезонов», «Александр Дейнека. Работать, строить и не ныть!» и многие другие.

Новому директору Третьяковской галереи нужно будет в числе прочего заканчивать начатое при Лебедевой строительство нового корпуса музейного комплекса в Лаврушинском переулке.

Министерством культуры РФ было предложено Ирине Лебедевой остаться в музее научным сотрудником или перейти в другие подведомственные министерству учреждения, о чем говорил советник президента РФ по культуре Владимир Толстой.

«Насколько мне известно, министр культуры предлагал Ирине Владимировне остаться в музее в качестве научного сотрудника. Опять же, насколько мне известно, министерство предлагало Лебедевой достаточно высокие должности и в других подведомственных учреждениях культуры, так как ее опыт как искусствоведа, безусловно, не вызывает никаких претензий. Давно возникали претензии к ней как к менеджеру, претензии организационно-правового характера, как к руководителю, отвечающему за стройки, реставрацию», — рассказал Толстой.