Десятка витебских картин – яркие моменты творчества

1«Народные новости Витебска» подвели итог выставочной жизни города в прошлом году и представляют авторский чарт картин, выставленных в 2014 году (составлен Георгием Корженевским)

Это вовсе не рейтинг «лучших» картин, но список позволяет узнать об актуальных направлениях творчества представителей Витебской художественной школы. Потому выбраны картины только тех мастеров, которые имеют прямое отношение к Витебску. Последовательность списка не предполагает рейтинговое определение мест.

 

Александр Карпан. Уссурийский тигр.

2По неоднократным выражениям в христианской традиции человеку присущ образ и подобие Божие, а зверю — образ и подобие ангела. Тигр также является одним из коренных тотемов, изображающих магическую природу человека. Концепция Святого Ангела-Хранителя в оккультном толковании (божественный дух в человеческом существе), тоже неизменно связана с тотемным принципом. Творчество Александра Карпана отличается полнотой проникновения в духовное содержание природного мира и выражения в нём особого таинственного смысла. Эта работа (выставка «ZOOparking “Ноев ковчег” 2»), предлагает прочувствовать «мудрость зверя», превышающую человеческую.

 

Алексей Бизунов. Прогулка розового бычка.

3В конце прошлого года в Витебске прошли две выставки рано ушедшего из жизни художника Алексея Бизунова — в Музыкальной гостиной и в Витебском центре современного искусства. Картина — это собой симбиоз многих художественных направлений. В ней и наивное искусство, и символизм, переходящий в абстрактный метод, сопряжённый с параллелями из сновидимого пространства. Работа демонстрирует неразрывную ткань детской реальности, которая остаётся в душе каждого взрослого человека, а её актуализация возможна лишь проникновением в глубинную память. Текст, вписанный в картину, свидетельствует об этой всепоглощающей, тотальной гомогенности, предшествующей её трагическому разрыву взрослой, дискурсивной логикой языка. Он утверждает изначальность этой непрерывности, стремление вернуться в неё: «Всё что его окружало оставалось и не вокруг и не позади и не внутри и не оставалось может быть». Отсутствие знаков препинания также свидетельствует о счастливой непрерывной гармонии, предшествующей «фашизму языка» и тоталитарности смысла.

 

Олег Сковородко. Девушка и птица.

4Эта картина позволяет гармонично объединить глубину местного колорита, выраженного в реальности «гения места», и универсальное общечеловеческое содержание. Конечно же, распустившая в многообразном цветении хвост фантастическая птица, может служить и аллегорией молодости. Созерцательное пространство картины говорит о «вечной молодости», что подчёркивает образ Девы, один из аспектов триединого женского божества. Но также птица, выражающая устремления человеческой души, или символизирующая Божественное Я человека, будучи «птицей духа», может указывать на укоренение в одухотворённое космизированное пространство. Не зря обозначенная в картине сельская местность, которой органично присуще стихийное язычество, воспринимается средой более изначальной, нежели городская. «Гений места» в виде фантастической птицы — это символ, способствующий всеобщему гармоничному росту и цветению.

 

Олег Крошкин. Большая витебская обнажённая.

5Внимательный и проницательный взгляд здесь увидит не просто выражение красоты и привлекательности витебских женщин, а и локализованную сущность, но уже не в мужском аспекте «гения места», а в качестве стихиали, связанной с миром человеческой чувственности. Это тайна самого Олега Крошкина: выражать человеческую стихиальность всегда в женской ипостаси. При этом он подчёркивает её безусловный приоритет и первостепенную ценность перед насильственными разновидностями социальной среды. Стихиальная матриархальность Олега Крошкина кажется более важной и позитивной относительно сомнительных матриархальных и феминистических тенденций современного социума. Они представляют собой только симулякр женственности, подлинная реальность которой воспевается художником в картинах. Эта работа выставлялась в прошлом году на коллективной выставке «Портрет города» и персональной выставке «Cherchez la femme (Шерше ля фам)».

 

Виктор Крук. Под крылом ангела.

6Под одноимённым названием походила прошлогодняя персональная выставка художника, что свидетельствует о важности данной картины для выражения идеи выставки. В творчестве Виктора Крука с его глубоко чувствительным реализмом просматриваются два основных смысловых сюжета: любовь к родному краю и выражение духовных аспектов православной традиции. Мы становимся свидетелями отображения не чувственной стихиальности, а настоящей духовности. Церкви земной покровительствует высшая духовная иерархия – это показывает Виктор в полном соответствии с православным вероучением. Сам ангел на картине может быть также воспринят как демиург сверхнарода, транслирующий божественную волю человеческому соборному организму.

 

Александр Соловьёв. Лик.

7Творческая молодость одного из старейших и самых уважаемых витебских художников не оставляет сомнений. Александра Соловьёва называют смелым художником-визионером, духовный огонь которого высвечивает сущности и уготованные человечеству ситуативные возможности в глубоком подполье Нижнего мира, где Мойры (также Норны или Суденицы) прядут нити судьбы. Совместная с Игорем Литвиновым прошлогодняя выставка раскрывала тревожную динамику процессов планетарного космоса. Вместе с тем, искусство художника выхватывает глубинный пласт метакультурных архетипов, являющихся для современных людей действительно «доисторическими». В картине «Лик», на первый взгляд, проявлена, пусть и духовно насыщенная, но реминисценция иконописи. Но если всмотреться более проницательно, это лик такого глубокого прошлого, о котором современники не могут ничего знать. Пользуясь литературным примером Фёдора Достоевского, можно сказать, что ему соответствует не Святой Дух христианства, а Святодух дохристианской традиции.

 

Виктор Шилко. Пробуждение Стрельца.

8Художника причисляют к последовательным нонконформистам в его творчестве. Стрелец у Виктора Шилко многозначительный. Это может быть сигила, составленная на рунической основе или алхимических символах. Или стилизация человеческой формы, правда прошедшей трансформацию и уже не являющейся вполне человеческой, что позволяет нам вспомнить высказывание Юрия Мамлеева: «Тайна человека заключается в том, что он не есть человек». Возможно это астрологическая аллюзия, которая раскрывает нам не розово-ньюэйджевскую трактовку вселенной, а грозную, несгибаемую силу Намерения, как изначального космического импульса. Стрелец как астрологический знак наилучшим образом выражает эту непреклонность намерения. Пробуждение данного знака в человеческом существе раскрывает для него космос с самой неожиданной стороны: с его тёмной, жёсткой и хищной природой, которая и есть реальность.

 

Олег Костогрыз. Солнечная рыба.

9Арт-проект под кураторством Олега Костогрыза «ZOOparking “Ноев ковчег”» раскрывал мир природы с различных сторон. В том числе и с допотопного времени в соответствии с сакральной историей: после трагического конца лицо мира неузнаваемо изменилось. Художники были свободны в полёте своей творческой фантазии, вследствие чего многие из них выходили на очень серьёзные метафизические обобщения. Не является ли Солнечная рыба стилистическим намёком на энигматический образ Золотой рыбки из известной сказки Александра Пушкина? Нет ли здесь параллелей с алхимическим смыслом? Согласно этому смыслу рыба, погружённая в огонь (качествами которого обладает Солнце), в оккультной анатомии соответствует человеческой ладони, и трактуется как соединение Меркурия и Серы. Данное соединение означает процесс проекции, которая предполагает объединение Великого Делания (Сера) и духовного интеллекта (Меркурий). Кстати, Золотом, согласно алхимии, управляет Солнце, и этот металл традиционно воспринимался как концентрированная солнечная энергия. Таким образом, символическая рыба в картине Олега Костогрыза предстаёт выражением несгибаемой проекции духовного роста и роскоши осознанного существования.

 

Елена Толобова. Тёмная материя.

10Картины Елены Толобовой предлагают альтернативный взгляд на космическую реальность, раскрывая то, что принципиально скрыто. Само название «Тёмная материя» говорит об этом. Физически тёмная материя, как, впрочем, и тёмная энергия, относятся к принципиально непознаваемому, так как не испускают электромагитного излучения и не взаимодействуют с ним. То есть они не содержат в себе света, а значит, абсолютно невидимы. Исходя из этих свойств, религиозное сознание склонно воспринимать данную «тёмную сторону» Вселенной как средоточие антикосмоса, демонических сил. Тем не менее, магическая интуиция Елены Толобовой, выраженная в совместной с Татьяной Наговицыной выставке «COSMOGONY», указывает на творящий характер тёмных проявлений бытия. Так, исходя из антигравитации, свойственной тёмной энергии, происходит расширение Вселенной, ибо эта тёмная энергия, как бы «расталкивая» саму себя, обеспечивает и разбегание обычной материи. В то же время тёмная энергия, обладая отрицательным давлением, препятствует растяжению вещества. Между прочим, тёмная материя, согласно современным физическим данным, составляет 22% от общей массы Вселенной, а тёмная энергия – 74%. Потому художественный интерес к тёмному веществу у Елены Толобовой не только актуален с научной точки зрения, но и провиденциально соответствует бессмертной фразе Уильяма Шекспира: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».

 

Анатолий Изоитко. Цирк.

11В августе покинул этот мир на пороге своего 60-летия Анатолий Изоитко. Еще в мае на выставке «ZOOparking “Ноев ковчег” 2» посетители могли видеть картину «Цирк». Художнику было свойственно восприятие жизни как представления на арене, или же карнавала во всем его многоцветии. Известно, что подобного рода восприятие является часто критическим, предполагая понятные переносные значения слов «циркач», «клоун», «иллюзионист», а также «дрессировщик» и всё, что с ним связано. Тем не менее, Анатолий Изоитко благословлял жизнь, и всё многообразие и роскошь существования. Картины художника наполнены высокой эстетикой, и в них, несмотря на карнавальность, прослеживается стремление к гармонии. Анатолий Изоитко демонстрировал мир радости и игры, красивой и утончённой, которая позволяет найти мир в душе, что и оставил своим современникам.