В выставочном зале Центра фотографии им. братьев Люмьер сразу две выставки, посвященных индустриальной эпохе.

Proзавод. Индуcтриальная фотография XX века

333

Тогда когда Бернд и Хилла Бехер в 1950-е годы начали документирование старых промышленных объектов на территории Западной Германии, Советский Союз уже давно и последовательно фотографировал заводскую архитектуру как символ успеха социализма. 222Причем, лозунг «Заводы — рабочим» действительно предполагал, что участники производства будут не просто наемниками, надрывающими здоровье на тяжелых станках, принадлежащих капиталисту, а реальными собственниками заводов, которые любят свои цеха и ходят туда с радостью. Завод всегда был на особом месте в отечественной фотографии: это и фотоколлажи конструкторов, иллюстрации журнала p_F«СССР на стройке» или позднесоветский китч. Постсоветский период сделал завод объектом для рефлексии: фотографы снимают заброшенные цеха, устраивают в там выставки и собирают артефакты. Обо всем этом подробнее узнать образы завода помогут художники от Дзиги Вертова до Сергея Лозницы.111

 

 

 

Цель инсталляции — эстетика завода как художественный объект

 

 

Руины будущего Святослава Пономарева.

cf9f521cbb774ab894c52595e0cb

 

С помощью изображения проекторов и звуков художник Святослав Пономарев создал эффект присутствия зрителей в исчезнувших цехах некогда самого большого московского завода ЗИЛ.

05b7165c43a643b9acf9c4014a41

Эта работа склоняет к отвлеченным размышлениям — например, природа и эстетика разрушения. Автор упоминает знаменитого живописца Пиранези, рисовавшего обветшавшие античные здания, в которых жили современные ему крестьяне.

f1ae30def4a449f38599acd588f4Пономарев проецирует на гравюры Пиранези фотографии обломков зиловских цехов, остатки массивных колонн и других величественных элементов сталинской архитектуры, которая копировала стиль римских императорских сооружений. Смысл  этой инсталляции — реквием уходящей индустриальной эпохе.