ВИШНЕВЫЙ САД

DSCF950630 и 31 января на Основной сцене Театра имени Пушкина состоится премьера спектакля «Вишневый сад».

Автор – Антон Чехов

Режиссер – Владимир Мирзоев

Художник – Александр Лисянский

Художник по костюмам – Алла Коженкова

DSCF9516Режиссер Владимир Мирзоев прочитал «Вишневый сад» как пьесу катастроф. Только рушатся в ней не высотные здания, не транспортные средства, а судьбы людей, родившихся на переломе двух эпох. Прошлое столетие и сросшиеся с ней люди вынуждены сойти со сцены, торопливо сбежать на цыпочках. А кто займет их место – ещё непонятно, впереди туман. Начало 21-го века смотрится в начало 20-го, как в старинное зеркало с патиной: бесчисленные рифмы, странные сближения, страхи, пророчества. Реконструкция «потерянного рая» для режиссера  менее важна, чем разговор о смене элит, о революции, которая уже висит в раскаленном воздухе, как топор.

DSCF9682Конечно, Любовь Андреевна — это центр всем хорошо знакомой пьесы, к ней сходятся практически все сюжетные линии. Чехов интуитивно угадал главное, зловещее качество ХХ-го столетия: здесь, что ни эпизод, то травма, а люди — сплошь изгнанники, скитальцы… Человек ХХ века прошел сквозь ад на земле и вышел из него с незаживающей духовной раной. Раневская — это рана, которая кровоточит.

DSCF9707Но многие фрагменты и персонажи являются обертонами главной темы: Чехов-драматург любит и чувствует полифонию… Например, классическая пара Гаев и Фирс — инфантильный барин и его счастливый раб — почти исчерпывающе описывающая русский космос, или «русскую систему» — как называют её социальные психологи. Принцип господства и подчинения универсален и всемогущ, отменить его не смогли ни революция 1917-го года, ни театрализованная «катастрофа» 1991-го.

DSCF9721Или Лопахин, подписавшийся бы под  чеховскими словами «выдавливать из себя по капле раба», и ещё от себя добавил бы: невыносимо чувствовать себя неуместным, нежеланным, грубым — особенно, когда ты влюблен, как мальчишка. Сословные границы — это чепуха, анахронизм. Для человека с умом и талантом не должно быть никаких границ…

Владимир Мирзоев: «Думаю, в этой ситуации наша задача мыслить трезво, но не безжалостно, анализировать, но оставаться поэтами. Короче говоря, подхватить стетоскоп доктора Чехова».

 

DSCF9840Владимир Мирзоев — В 1981 году окончил режиссерский факультет Московского Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского, мастерская Марка Местечкина. С ноября 1987 по май 1989 года — художественный руководитель Театра-студии «Домино» в творческих мастерских при Союзе театральных деятелей РСФСР. В декабре 1990 года в Торонто (Канада) основал театральную компанию HorisontalEight («Горизонтальная Восьмерка»). Являлся художественным руководителем группы. Преподавал и вел мастер-классы в Мичиганском университете, Университете Торонто, Йоркском университете (Торонто) и др. В Театре имени Евгения Вахтангова поставил ряд спектаклей: «Амфитрион» Мольера, «Сирано де Бержерак» Ростана, «Лир» Шекспира, «Предательство» Г. Пинтера, «Принцесса Ивонна» В. Гомбровича, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше.

DSCF9845Александр Лисянский — Работал в нескольких театрах России. С 1987 по 1989 — главный художник Московского театра «Современник». С 1990 года живет в Израиле. Сотрудничает со всеми ведущими театрами страны. Член союзов театральных художников России и Израиля. С 1995 по 2001 – главный художник театра «Гешер». Был автором сценографии ко многим спектаклям «Гешера» («Деревушка», «Город – Одесские рассказы», «Река», «Дьявол в Москве» и др.). Лауреат израильских и международных театральных премий. Главный художник израильского театра «Идишпиль».

Алла Коженкова — В 1962  году окончила Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.Н. Черкасова (курс Н.П. Акимова и Т.Г. Бруни). Свой первый спектакль «Варшавская мелодия» оформила в Ленинградском Малом драматическом театре. Автор сценографии и костюмов более чем к 400 драматическим, оперным, балетным спектаклям. Работала в театрах Москвы (Театр имени Евг. Вахтангова, МХТ им. Чехова,  Театр им. Моссовета, Театр «Сатирикон» и мн. др.),  Санкт-Петербурга (Мариинский театр, БДТ, Театр им. Ленсовета, Театр им. В. Комиссаржевской и др.) и других городов России, а также в Японии, США.

 

В спектакле заняты:

 

РАНЕВСКАЯ – Виктория Исакова

АНЯ – Таисия Вилкова (Школа-студия МХАТ)/Ольга Штыркова

ВАРЯ – Анна Кармакова/ Наталья Рева-Рядинская

ГАЕВ – Андрей Сухов/ Максим Виторган

ЛОПАХИН – Александр Петров (Театр им. М.Ермоловой)

ТРОФИМОВ – Владимир Моташнев/ Александр Дмитриев

СИМЕОНОВ-ПИЩИК – Константин Похмелов/ Олег Пышненко

ШАРЛОТТА ИВАНОВНА – Вера Воронкова

ЕПИХОДОВ – Сергей Миллер

ДУНЯША – Анастасия Мытражик

ФИРС – Михаил Жигалов

ЯША – Евгений Плиткин/ Артем Ешкин

ПРОХОЖИЙ — Олег Пышненко/ Константин Похмелов

ГРИША – Георгий Климов, Александр Климов