Музей П. И. Чайковского обзавелся мейсенскими амурами

Музей П. И. Чайковского, который находится в г. Клин, купил у Восточно-Европейского Антикварного Дома уникальные скульптуры из серии «Амуры с девизами». Их создал выдающийся французский скульптор Мишель-Виктор Асье, родной прадед русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Началом послужила скульптура Амура, подаренная музею Восточно-Европейским Антикварным Домом к именинам композитора, которые проходили 12 июля 2014 года. Согласно разным источникам, серия «Амуры с девизами» насчитывает от 16 до 24 скульптурных композиций. Сотрудники музея объясняют свой интерес к мейсенскому фарфору новыми фактами из родословной Чайковского и планируют пополнять коллекцию новыми предметами.
А Восточно-Европейский Антикварный Дом собирается организовать совместно с Домом-музеем П. И. Чайковского выставку, чтобы дать возможность посетителям музея насладиться уникальными шедеврами Мейсенской мануфактуры.

21

«Je blesse et soulage» (Я раню и утешаю)

22

«Je les unis» (Я соединяю их)

23

«Coup sur coup» (Раз за разом)

24

«Un me suffit» (Мне достаточно одного)

25

«Je les punis» (Я их наказываю)

26

«Prix de la constance» (Приз за постоянство)

 

Германский город Мейсен известен всему миру своей фарфоровой фабрикой и удивительно красивыми изделиями. Марка мейсенского белого фарфора насчитывает более трех сотен лет.
К 300-летнему юбилею фарфоровой мануфактуры в 2010 году в Дрездене проходила выставка этих изделий. Экспозиция состояла из лучших художественных образцов саксонских мастеров. В рамках научного симпозиума, посвященного истории фабрики, был озвучен сенсационный доклад на тему: «Петр Чайковский и Мишель-Виктор Асье – история саксоно-российского рода». Поводом послужил и 170-летний юбилей самого П. И. Чайковского.
Мишель-Виктор Асье родился в августе 1736 года в Версале, учился на скульптора в Парижской королевской академии, а дальнейшая работа в Германии внесла неоценимый вклад в производство саксонского фарфора. Мишель Асье был главным модельмейстером Саксонии после известного мастера того времени Иоганна Иоахима Кендлера, а с 1775 года стал единственным моделистом фабрики.
Вместе с Кендлером Асье работал над несколькими крупными заказами для Российского Императорского двора, в том числе над сервизом Григория Орлова, композицией, изображающей триумф П. А. Румянцева-Задунайского, а также «Большим русским заказом» Екатерины II.
Кроме сервизов и статуй Асье увлекался и малыми формами. Коллекционерам хорошо известны серии работ «Амуры с девизами», статуэтки любимых животных императрицы Екатерины и многие другие. Асье привил традиции классицизма в изделия Мейсенской мануфактуры, начав новую эпоху в производстве изделий из фарфора.
Исследования архивистов Санкт-Петербурга и Дрездена подтвердили родственные связи великого композитора П. И. Чайковского и известного французского скульптора М. В. Асье. К сожалению, не известны причины, побудившие переехать в Россию деда композитора Андрея Асье. Он прибыл в Россию 16-летним подростком и сделал состояние на службе в таможне, дослужившись впоследствии до чина статского советника.