«ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+»

5Музей современного искусства «Гараж» совместно с Музеем современного искусства в Любляне (Словения) организовывает 6 февраля – 19 апреля 2015 выставку «Грамматика свободы / пять уроков. Работы из коллекции Arteast 2000+». Экспозиция состоит из избранных произведений, созданных c 60-х годов по сегодняшний день более чем 60 авторами и коллективами из Восточной Европы.

Международное собрание Arteast 2000+ является первым европейским опытом последовательной работы с восточноевропейскими художниками и их последующей репрезентации в международном контексте. Коллекция основана в 2000 году и получила известность благодаря широкому обзору искусства региона. Ее исключительная ценность основана на цели Музея: находить и переосмысливать социально-политическую проблематику, над которой работают составляющие ее художники – представители бывшего социалистического строя. Это собрание дает возможность проследить путь становления и развития художников в послевоенную эпоху, начиная с 1960-х годов до наших дней.2

Участники выставки представляют разные страны Восточной Европы и бывших Союзных республик. Их работы позволяют проследить, как и с помощью каких механизмов развивалось и историзировалось искусство внутри социалистического строя.

3«Грамматика свободы / пять уроков. Работы из коллекции Arteast 2000+» поднимает проблемы, которые не только объединяли художников в прошлом, но и сегодня не утратили своей актуальности и все также нуждаются в необходимости переосмыслении. Название проекта акцентирует внимание на борьбе как за личную свободу, так и за свободу творчества в условиях социалистических режимов.

Выставка разделена на 5 сегментов, или 5 уроков, через которые выстраивается так  называемая «грамматика» разных художественных методов борьбы за свободу. И это еще раз подчеркивает потенциал, которым обладает искусство: донести до общественности голос отдельно взятого человека, противостоять идеологиям и конфликтам, в том числе военным (начиная с войны на Балканах в 1990-х годах и до актуальных проблем на Украине).

4Представленные работы подчеркивают важную роль сотрудничества и культурного обмена между художниками и институциями на региональном и международном уровне. Ряд совместных проектов обозначает необходимость определения связи между восточноевропейскими (в частности словенскими) и русскими художниками. Именно эти проекты послужили поводом для обсуждения общих актуальных вопросов, а также способствовали интенсивному обмену идеями.

1Сотрудничество «Гаража» и Музе современного искусства в Любляне расширило список русских художников, с которыми работает коллекция Arteast 2000+. Таким образом, сложившаяся традиция культурного обмена между странами бывшего социализма обретает сегодня новую жизнь в современном обществе.

 

Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур

Представленные художники:

Марина Абрамович, Юрий Аввакумов, Юрий Альберт, Ника Аутор (совместно с Марко Братиной, Цирилом Оберстаром и Юрием Меденом, Obzorniška Fronta / Newsreel Front), Йоже Барши, Лучезар Бояджиев, Александр Бренер и Барбара Шурц, Джета Брэтеску, Йосип Ваништа, Сашо Врабич, Дьёрдь Галантаи, группа «Горгона», Томислав Готовац, Марина Гржинич и Айна Шмид, Йон Григореску, Горан Джорджевич, Нуша и Сречо Драган, Дмитрий Гутов, Драган Живадинов с Дуней Зупанчич и Михой Туршичем, Вадим Захаров, Константин Звездочетов, группа IRWIN, Саня Ивекович, Илья и Эмилия Кабаковы, группа «КвеКулик», Катажина Козыра, Виталий Комар и Александр Меламид, Ярослав Козловски, Александр Косолапов, Зофья Кулик, Олег Кулик, Андрея Кулунчич (совместно с Ибрахимом Чуричем, Саидом Муичем и Османом Пезичем), Владимир Куприянов, группа Laibach, Юрий Лейдерман, Казимир Малевич, Ербосын Мельдибеков, Ян Млчох, Андрей Монастырский, Иван Мудов, Via Negativa, группа NSK (Neue Slowenische Kunst / «Новое словенское искусство»), Тимур Новиков, группа OHO, Анатолий Осмоловский, Марко Пейхан, Дан Пержовски, Тадей Погачар, Даринка Поп-Митич, Зоран Попович, Дмитрий Пригов, Франц Пург и Сара Хайтлингер, Гия Ригвава, Микола Ридный, Юзеф Робаковский, Александр Ройтбурд, Арсен Савадов, Калин Серапионов, Недко Солаков, группа SOSka, Младен Стилинович, Красимир Терзиев, Раша Тодосиевич, Славен Толь, Милица Томич, Горан Трбуляк, Вадим Фишкин, Юсуф Хаджифейзович, Ибро Хасанович, Тибор Хаяш, Ольга Чернышева, Лана Чмайчанин, Вук Чосич с Алексеем Шульгиным и Андреасом Брёкманом, группа «Что делать?», Небойша Шерич-Шоба, Илья Шошкич, Петр Штембера.

 

 

О коллекции Arteast 2000+

 

Основанная в 2000 году коллекция Arteast 2000+ появилась благодаря осознанию общих для бывших социалистических стран приоритетов: острой необходимости создать альтернативные модели производства в культуре, которые позволили бы экономически слабому региону с плохо развитой культурной инфраструктурой начать играть более заметную роль в циркуляции идей и понятий в глобализированном мире; необходимости создать альтернативы существующим каналам распространения знаний, проявляющихся в первую очередь в различных способах их историзации и совместного использования; и анализа травм местной истории, включающих недавние крупные исторические изменения, особенно важные для понимания художественных практик региона. В 2011 году коллекция стала ядром нового Музея современного искусства Metelkova, действующего как часть Музея современного искусства (Moderna galerija) в Любляне (Словения).

 

С момента основания коллекции было организовано несколько выставок, каждая из которых подчеркивает важную роль собрания в построении символического капитала и предоставлении более независимой позиции восточноевропейскому искусству.