«Коран: притяжение гармонии»

ce30e1be41fc689f9b4c615f0f6c4f012 октября в Выставочном зале ЕГМЗ состоялось открытие уникальной выставки «Коран: притяжение гармонии» из собрания Казанского историко–архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль». Она представила лучшую часть богатой коллекции исторически значимых и художественно оформленных рукописей и изданий арабского текста Корана.

Эту уникальную коллекцию начали формировать с 1995 г., когда заложили первый камень в строительство мечети Кул Шариф. С того времени местное население, а также татары-мусульмане из других регионов России, стали передавать в дар будущей мечети дореволюционные издания арабского текста Корана, его толкования на татарском языке и богословские книги по кораническим наукам. Музейные экспонаты продолжают пополняться и сегодня.

Украшением коллекции являются современные издания или факсимиле старинных рукописей Корана — дары руководителей государств, общественно–политических и религиозных деятелей, известных представителей культуры и науки мусульманских стран — Турции, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов, Азербайджана, Палестинской Автономии, Ирана и многих других.

0cb4bc0d541fc1c1322af91a6829346eВыставка начинается факсимильным изданием рукописи «Коран Усмана». Её оригинал, известный под названием «самаркандской», считается одной из шести древнейших рукописей коранического текста, составленных по приказу праведного халифа Усмана (644-656). Эти шесть рукописей (разосланные в главные города мусульман: Мекку, Медину, Куфу, Басру, Дамаск) и начали распространение письменного текста Корана, который до этого был известен только в устной форме.

Кроме того, на выставке представлены миниатюрные Кораны, вложенные в серебряные или посеребренные футляры-«коранницы», украшенные поделочными камнями или цветным стеклом. На рубеже XIX-XX вв. такие коранницы с Кораном получили распространение и в качестве женских украшений, и оберега-амулета. Эти мни-издания содержат полный текст Корана, который можно прочесть с помощью увеличительного стекла. Некоторые коранницы изначально дополнялись увеличительным стеклом, которое вставлялось вместо цветных камней в их крышку или прилагалось к изделию.

По преданию, в России в конце XVIII в. миниатюрный Коран с коранницей использовался в качестве награды для мусульман, призванных на воинскую службу. Императрица Екатерина II, понимая, что отличившихся солдат-мусульман нельзя награждать крестом (как православных солдат) ввела в царской армии в качестве альтернативы награждение миниатюрным Кораном.

На выставке можно увидеть взятые со старинных фотографий панорамные виды священных для мусульман городов Мекки и Медины, где пророку Мухаммаду был ниспослан Коран.

Выставку украшают шамаили турецких каллиграфов (хаттатов) и миниатюры из сочинения автора XIV в. Дарира Эрзрумлу «Сийар ан-набий» (Предания о пророке), посвященные разным этапам жизни пророка Мухаммада.

Выставка «Коран: притяжение гармонии» — четвертая в рамках проекта «Музей-заповедник «Казанский Кремль» — музеям Татарстана», посвященному 20-летию Казанского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль».