Кружевом, камень, будь… Собор Девы Марии в Реймсе

Собор Девы Марии в Реймсе. 1211 г. - начало XV в.
Собор Девы Марии в Реймсе. 1211 г. — начало XV в.

Классическим образцом величественной и прекрасной французской готики является реймсский собор. Несмотря на то, что он самый высокий среди храмов, подобных ему, он создает ощущение легкости и воздушности. А его фасады, насыщенные различными скульптурами и кружевной отделкой, не выглядят тяжеловесно.

Крещение короля Хлодвига. Неизестный мастер. Около 1500 г. Национальная галерея искусства. Вашингтон
Крещение короля Хлодвига. Неизестный мастер. Около 1500 г. Национальная галерея искусства. Вашингтон

Собор Девы Марии построен на месте сгоревшего храма, в котором крестили короля ХлодвигаIпосле принятия Францией христианства в 496 году. С того времени и до конца XVIIIвека в этом соборе были коронованы все французские монархи. Там до сих пор хранится специальная чаша для церемоний. Во время строительства собора Девы Марии целостным государством Франция была только формально, на самом же деле земля была поделена между герцогами, которые правили самостоятельно каждый на своей территории. И собор, в котором проходила церемония коронации, стал для французов символом единства.

 

Фрагмент
Фрагмент

СКУЛЬПТУРА

В Средние века высочайшего уровня достигла орнаментальная пластика и круглая скульптура. Арки и ниши соборов были наполнены статуями святых. Они украшали стены порталов, органично вписываясь в пластику архитектурных форм. На первых этапах человеческая фигура изображалась примитивно. Позже, уже в зрелой готике, скульптурные образы стали приобретать правильные пропорции и, даже, стали выражать различные эмоции. Это впервые со времен античности. 

Фрагмент
Фрагмент

 

Строительство такого грандиозного сооружения растянулось на целых два столетия. Его начал архитектор Жан д`Обрэ, а продолжили два поколения зодчих. Вместе с ними трудились и жители города Реймс. Изначальный замысел архитектора был осуществлен не полностью: в 1420 году были возведены башни западного фасада, но их оставили без шатрового завершения. И все равно собор выглядел абсолютно завершено и целостно.

Особым изяществом отличается план базилики. Венец малых апсид примыкает к главной апсиде. Каждая из них была построена на средства определенного цеха ремесленников и посвящалась небесному покровителю этого цеха.

Передний фасад
Передний фасад

Словно застывшая в камне симфония, возвышается в небо главный западный фасад Нотр-Дама. Каждый ярус подчинен своей теме: нижний – это три портала с рельефными стрельчатыми арками, уходящими вглубь; в центре второго яруса находится круглое окно-розетка, переплетения которого напоминают цветок, а по бокам два узких окна; третий формируют выставленные в ряд фигуры царей и ветхозаветных пророков – так называемая галерея королей. Каждая из статуэток помещена в арочную нишу.

Окно-роза. Вид изнутри собора
Окно-роза

Здание как будто стремится вверх, к небу: вытянутые колонки, остроконечные башенки, стрельчатые своды, дополненные крутыми фронтонами – вимпергами. На протяженных фасадах все пространство между опорами занимают два яруса сложных стрельчатых окон, в которых раньше были яркие витражи. В нишах между ними помещены фигурки святых.

Сложные переплетения окон, мелкие ажурные детали, стрельчатые своды, множество фигурок создают впечатление каменного кружева. На фасаде здания можно насчитать несколько тысяч скульптур. Собор Девы Марии по праву называют «царством скульптуры». Если взглянуть на западный фасад, на его порталах можно заметить явное влияние античной скульптуры, особенно в сцене «Встреча Марии с Елизаветой». Собор в Реймсе единственный, где ряд из скульптур опоясывает и западную стену внутри храма. Капители пилонов и фризы интерьера украшены мотивами местной растительности: листьями клена, земляники и винограда.