Поэт-революционер: 121 год со дня рождения Владимира Маяковского

19 июля исполнился 121 год со дня рождения известного поэта Владимира Маяковского, прославившегося, как певец революции. Также Маяковский известен, как драматург, кинорежиссёр и художник. Стал одним из наиболее известных советских деятелей искусства и символом эпохи.

poemphoto_48667_93935
Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 года в городе Багдади, в тогдашней Кутаисской губернии. Отец будущего поэта, Владимир Константинович Маяковский был лесничим в Эриванской губернии, мать Александра Алексеевна Павленко была родом из казацкого кубанского рода и отправилась в Кутаисскую губернию вслед за мужем.
В 1902 году Владимира отдали на обучение в городскую гимназию города Кутаиси, но проучиться здесь ему довелось всего четыре года. В 1906 году умер отец, Маяковский-старший. Между прочим, умер он от обычного укола иглой, и это весьма повлияло на юного Владимира – впоследствии у него развилась фобия заразиться какой-либо болезнью. Он постоянно носил с собой мыльницу и при каждом удобном случае мыл руки.
После смерти отца семья перебралась в Москву. Там юный Маяковский поступил в пятую гимназию, где познакомился со студентами-большевиками. Вскоре Владимир бросает гимназию и вступает в РСДРП, чтобы заняться революционной борьбой. Впрочем, впоследствии он из партии вышел.
Маяковский неоднократно подвергался арестам. В 1909 году в одиночной камере Бутырской тюрьмы он начинает писать стихи. Отныне его целью становится создание социалистического искусства. В 1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Именно там он примкнул к группе кубофутуристов, демонстрирующих протест против устоев общества. В 1912 году в футуристическом сборнике «Пощёчина общественному вкусу» появилось первое опубликованное стихотворение Маяковского «Ночь». За участие в литературных выступлениях футуристов молодой поэт был исключён из училища в 1914 году.
Вскоре после этого Маяковский отправляется продвигать футуристическое искусство в массы по городам страны. Он путешествует с группой единомышленников, но в творчестве является уже вполне самостоятельным.
Октябрьская революция была встречена Маяковским с большой радостью. Новая социалистическая действительность была эстетически осмыслена поэтом. Раньше Маяковский не имел никакой социальной перспективы, теперь же в своих произведениях он призывает к борьбе за коммунистические идеалы. Но, несмотря на коммунистическую направленность, футуризм Маяковского далеко не всегда нравился Ленину. Вождь мировой революции не очень-то любил футуристов, из-за чего критика доставалась и произведениям Маяковского.
В этот же период Маяковский проявил себя и как художник. В 1919 году, переехав в Москву, он приступил к созданию серии агитационных плакатов. За три года их количество достигло 1100. Маяковский называл себя «поэтом-рабочим», трудящимся кистью на нужды революции.
С 1923 года практически все поэтические произведения Маяковского выстраиваются в стиле «лесенки», по сей день остающейся визитной карточкой поэта. «Лесенка» объяснялась самим Маяковским как приём, который нужен, чтобы донести идею стиха до «среднего» читателя, так как обычной пунктуации для этого недостаточно. Но многие коллеги поэта обвиняли его в жульничестве – ведь в то время газеты платили гонорары именно за количество строк, а не за знаки.
К концу 1920-х годов Маяковский решил больше внимания уделять драматургии. В это время были написаны одни из лучших его пьес: «Клоп» и «Баня». Эти произведения – сатирическое описание реалий того времени. Но высмеивание бюрократизма навлекло на поэта серьёзную критику. Кому-то сверху не понравилось, что Маяковский высмеивает недостатки, которых в Советском Союзе, по официальной версии, не было. Посыпались резкие статьи в газетах, лозунги «Долой маяковщину». Благосклонная до этого судьба резко отворачивается от поэта. Его исключают из творческих объединений, критикуют за «попутничество». Отвернулось от поэта и партийное руководство. В это же время он терпит поражение в личной жизни, его постоянно жёстко критикуют, ему грозит потеря голоса, а спектакль «Баня» проваливается». Скорее всего, всё это и стало причиной самоубийства Маяковского 14 апреля 1930 года.
Вскоре после смерти поэта от его творчества постарались побыстрее откреститься – оно попадает под негласный запрет. Только в 1936 году, по ходатайству возлюбленной Маяковского Лили Брик перед Сталиным, запрет был снят. Начали публиковать сборники произведений Маяковского, создали его музей. Его называют лучшим поэтом эпохи, воздают всяческие почести, но – уже посмертно.