«Фотография» Андре Штайнера

Съемка для автомобильного салона, 1935 / Предоставлено: ММАМ
Съемка для автомобильного салона, 1935 / Предоставлено: ММАМ

Венгерский еврей Андре Штайнер перебрался в Париж в 30-е годы и был одержим проведением экспериментов с обнаженной натурой. Эта натура была для него как пластический материал, из которого можно создать любую форму, которую можно пожелать. Кроме фотографий, проводит эксперименты с фотомонтажом и химической обработкой фотоизображений, а также пишет статьи по технике фотографии.

«Модель можно представлять частями, как разорванную марионетку, обрезать с помощью тени или приукрасить с помощью света», — считал он.

Одна из первых фотографических работ в этом направлении называется Аnamorphosis (Анаморфоз). В названии отражается главная идея — причудливые ракурсы вещей, лиц, рук. Но для Штайнера тело интересно не только как материал. В 1933 году в поездке по Марокко он снимает свою первую динамичную серию, которая публикуется в журналах Voila и Mieux-Vivre, Match, Harper’s Bazaar и других. Ему заказывают спортивные репортажи и съемки танцев. После посещения Марокко открывает свою первую фотостудию в Париже. С 1934 года регулярно участвует в различных фотовыставках во Франции, Германии, Австрии и других европейских странах.

Спорт и движение стали новым направлением  исследований мастера, причем для многих экспериментаторов начала века, в том числе и Штайнера, реальность тесно переплетается с творчеством. Так, спорт наполняет повседневную жизнь его семьи, а в качестве модели — его жена Лили.

Творчество Штайнера прерывает Вторая мировая, к сожалению, после войны к фотографии он так и не вернется.

Выставка состоится 26 февраля — 20 марта